Музыкант, рок-журналист, один из основателей группы "Звуки Му", Александр Липницкий, трагически погибший в прошлом году, был увлечённым коллекционером русской иконы. Начиная с 1970-х годов он ездил по российской провинции и привозил старинные иконы, многие из которых имеют музейную ценность.
Эта коллекция была частью домашнего интерьера: в его квартире в Каретном Ряду соседствовали иконы 16–19-го веков, картины современных художников, фотографии героев своего времени – Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, Петра Мамонова, Сергея Курёхина, которые все были его друзьями, а также деревянные изразцы с фасадов деревянных теремов и предметы крестьянского быта. Даже дверь в кабинет Александра Липницкого, украшенная изображением фантастического существа, датируется 1893 годом и была найдена где-то на севере огромной страны.
Директор Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва Михаил Миндлин рассказал Metro о самых необычных иконах из коллекции Александра Липницкого, а также о работах его знаменитых друзей.
Актуальное, старинное, повседневное
– Картины известных сейчас современных художников, которые вы видите на стенах, не были предметом собирательства. Их дарили его друзья – герои ленинградского андеграунда: Георгий Гурьянов – художник и барабанщик группы "Кино", художники Иван Сотников, Сергей Бугаев-Африка и другие. На фотографиях – его друзья и коллеги-музыканты: Пётр Мамонов, Борис Гребенщиков, Сергей Курёхин, Виктор Цой. Он среди этих вещей жил и работал. Обращают на себя внимание "Двойной портрет Мамонова и Липницкого" Олега Котельникова или предметы, выполненные в технике эмали на металле Сергея Бугаева-Африки. Мне хотелось, чтобы выставка дала возможность увидеть не только произведения иконописи, но и современное искусство, которое было неотъемлемой частью жизни Александра Липницкого, – сказал директор музея Михаил Миндлин.
Среди произведений петербургских художников выделяются работы московских концептуалистов – арт-объект из знаменитой серии "Хлеба" Анатолия Осмоловского и графика Павла Пепперштейна.
– А рядом – предметы деревенского быта: прялка, ковш, рубель с изображением рыбы, бутылка-медведь, фрагменты досок, украшавших фасады домов. Одна из самых старых – доска со львами 1818 года. Всё это он привозил из поездок вместе с ценными иконами, – добавил Михаил Борисович.
В кабинете Александра Липницкого также было много предметов интерьерного стекла: вазы, графины, кувшины. По словам Михаила Миндлина, он любил эстетику 1960-х годов, но и среди этих предметов есть редкости, такие как стеклянный кубок начала 18-го века с каким-то княжеским гербом.
Древнее, яркое, нарядное
Иконы хранились здесь же. Но это уже была последовательная коллекция русского религиозного искусства, которую он собирал много лет.
– В то время в творческой среде были определённые представления о древнерусском искусстве. Считалось, что период 14–16-го веков был его расцветом, а период 17–20-го – упадком, что не совсем справедливо. Александр Липницкий решил собирать иконы 17–20-го веков из провинции, чтобы показать, что эти иконы наполнены невероятной выразительностью и авторскими высказываниями. Да, они очень декоративны и нарядны, с большим количеством орнаментов. Но эта декоративность его очень привлекала. Он называл своё собрание "Моя нарядная коллекция", – говорит Михаил Миндлин.
В советское время многие известные люди собирали иконы – Мстислав Ростропович, Илья Глазунов… Иконами украшали свои дома представители творческой и технической интеллигенции.
– Эти иконы хранили на чердаках, потом потомки продавали, потому что бедно жили. Было очень много заброшенных церквей, откуда многие образцы древнерусской религиозной живописи были спасены собирателями и спекулянтами, которые их забирали на продажу. Но если бы они их не вывозили, иконы погибли бы безвозвратно, – уточнил директор музея.
Показываем несколько самых "нарядных" и необычных икон из личной коллекции Александра Липницкого.
Святитель Модест Иерусалимский, первая четверть 18-го века, Север
– Редкий сюжет. Святитель Модест Иерусалимский почитается в провинции как хранитель скота. По легенде, Змий отравил скот, а святой его спас, и скот ожил.
С 2007 года Александр Липницкий сотрудничал с Фондом Андрея Первозванного в качестве куратора и ведущего специалиста и привез для коллекции фонда много редких икон.
Апостол Андрей Первозванный, 1685 год, Ярославль
– В этом изображении небесного покровителя фонда сочетаются условность народного искусства и профессионализм. Это один из редких примеров, когда на оборотной стороне сохранилось имя заказчика – Иван Борщев, – сказала научный сотрудник Фонда Андрея Первозванного Елена Тихомирова.
Сегодня старинная русская икона в мире ценится наравне с русским авангардом 20-го века, как один из основных пластов мировой художественной культуры. Не случайно многие художники прошлого века с пиететом относились к русской иконе и в ней искали идеи для новых форм в искусстве.