Родители могут помочь своим детям с диагнозом "аутизм" научиться играть

Сегодня отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма – 2024. Чтобы привлечь внимание к проблеме, Metro рассказывает о программе JASPER, созданной экспертами фонда "Обнажённые сердца" и предназначенной для родителей детей с аутизмом
Родители могут помочь своим детям с диагнозом "аутизм" научиться играть
Copyright (c) 2018 Ground Picture/Shutterstock. No use without permission.
К детям с аутизмом нужен особый подход.

JASPER – это поведенческая программа раннего вмешательства для детей с аутизмом, основанная на игре. Её авторами выступили Конни Казари, Аманда К. Гулсруд, Стефани Шир и Кристина Стробридж. Анастасия Титова, специалист по данной программе, объяснила Metro, что следование правилам, составленным профессионалами, может существенно облегчить жизнь мамам и папам.

Анастасия, для чего ребёнку вообще необходимо играть?

– Для ребёнка игра – это основной вид деятельности. Она помогает малышам осваивать начальные коммуникативные навыки, объясняет, как, например, знакомиться, просить или делиться. В более взрослом детском возрасте она тоже очень полезна. В ходе игры, например, может произойти что-то неудобное, неожиданное и не очень приятное (например, кто-то из детей с вашим ребёнком не согласен или делает что-то лучше него). И ребята на практике будут учиться решать такие социальные проблемы. Так что благодаря игре из малыша вырастает уверенный в себе взрослый. К тому же игра – это предвестник развития языка. Так что играть можно и нужно. 

Есть ли разница в том, как играют обычные дети и дети с аутизмом?

– Игра детей с аутизмом носит нефункциональный характер. Они, например, вместо того чтобы что-то собирать и создавать, разбрасывают игрушки, облизывают их, обнюхивают, изучая незнакомые им объекты таким способом. Ещё пример: дети с аутизмом не будут собирать пирамидку, вместо этого колечки от неё они начнут выкладывать в ряд. Именно впервые столкнувшись с подобной ситуацией, родители начинают замечать в поведении ребёнка что-то подозрительное. Ещё одна особенность детей с аутизмом состоит в том, что они не хотят пускать в свою игру посторонних. То есть обычные дети просто обожают играть с родителями, а ребята с аутизмом думают так: "Вот у меня есть свои игрушки, а вы, если хотите, берите свои, играйте где-то рядом, да, но не вместе со мной". 

А как же тогда вовлечь их в игру?

– Детей с аутизмом нужно учить игре, как, впрочем, и их родителей. Этому и посвящена программа JASPER. В ней, например, говорится о том, что каждый из аутичных детей находится на своём уровне развития и это надо учитывать. К примеру, родители могут предлагать дочери поиграть в дочки-матери, а ребёнок, в свою очередь, лишь готов ставить один кусочек лего на другой. И вот игра не сложилась. Также программа учит взрослых правильному взаимодействию (поскольку их дети не слишком заинтересованы в общении), а также созданию верной мотивации. Для детей с таким диагнозом игра сама по себе не является наградой. Они и не стремятся к ней. Но дела пойдут успешнее, если взамен пообещать им мультфильмы, вкусняшки... Конкретная стратегия зависит от того, что именно нравится ребёнку. Также в этой программе уделяется внимание времени, в течение которого должна длиться игра. Дело в том, что ребёнок с аутизмом теряет вовлечённость очень быстро. Порой его внимание удаётся удерживать в течение всего лишь 5 минут. 

Что за программаВ 90-х годах прошлого века исследователи обнаружили специфичные отличия в игре у детей с аутизмом по сравнению с другими детьми аналогичного возраста. Оказалось, что такие аспекты игровой деятельности, как воображение, гибкость и спонтанность, зачастую представляли для них значительные трудности. Кроме того, им было сложно участвовать в социальной игре. Это подсказало профессору Конни Казари, одной из основательниц Центра исследований и программ помощи при аутизме Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, как нужно развивать программу вмешательства для детей с аутизмом. Так и появилась программа JASPER (это аббревиатура из терминов "совместное внимание", "символическая игра", "вовлечённость" и "регуляция"). Её цель – улучшить взаимодействие ребёнка-аутиста с другими людьми и объектами через развитие навыков игры.

Вы уже сталкивались с примерами положительного воздействия этой программы на детей?

– Конечно, вот недавний пример. Мальчик, который сейчас заканчивает программу, раньше просто не мог усидеть на месте. Он не впускал в свою игру, не разрешал даже рядом с ним играть. Он выгонял маму, выгонял меня, тем самым говоря: "Я буду сидеть тут, но со мной никто не должен взаимодействовать". И игровой уровень у него был на уровне простой игры. Он поначалу выстраивал игрушки в ряд, рассматривал подолгу каждую детальку, каким-то образом пытался структурировать это всё, то есть объединял по каким-то своим личным признакам. Но непосредственно игры не было. И затем мы стали применять наши стратегии. И вот уже ребёнок впустил нас в свою игру. И если до этого были просто полторы-две минуты, когда мы могли вместе взаимодействовать, то сейчас это взаимодействие 20–30 минут происходит беспрерывно. Потом мы делаем небольшой перерыв, и снова 30 минут ребёнок может сидеть и взаимодействовать. Игра у него стала разнообразнее, он перестал разбрасывать игрушки. Теперь он в состоянии построить дом из макетного конструктора, поймать магнитной удочкой игрушечных рыбок, подкатить к нужному месту машину, высадить из неё игрушечных водителей, накормить их этими рыбками. У него появились целые ритуалы. Он даже стал комментировать свои действия, хотя раньше не произносил ни слова, не желая взаимодействовать. Он больше не плачет, не пытается сбежать. Маме с ним стало значительно легче. Так что занятия однозначно проводить стоит.

Бесплатно скачать книгу родители могут на сайте фонда "Обнажённые сердца".