Судя по всему, фотография сделана после концерта. Автор снимка, известный фотограф Александр Карзанов, работал в те годы в популярном журнале "Юность".
Судьба в рифму
– Стремительному развитию отношений Андрея Вознесенского и Зои Богуславской, если можно так сказать, поспособствовала встреча руководителей партии и правительства 7 марта 1963 года, когда руководитель страны Никита Хрущёв наорал на молодого Вознесенского, а Зоя Богуславская была единственной, кто не побоялся подойти к поэту и сказать слова поддержки. Вознесенский вспоминал, что тогда он впервые выделил Зою:
"Орёт судилища орда.
Я прокажённым был, казалось.
И только женщина одна
подошла, не отказалась" .
– Андрей и Зоя были знакомы и раньше, но именно этот эпизод в Кремле очень сильно повлиял на развитие их отношений, – рассказал Metro Михаил Гершзон, историк, автор книг, посвящённых культуре оттепели. Он руководил работой по оцифровке и описанию личного архива Андрея Вознесенского.
Из четверых остались в России только Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская – остались несмотря ни на что и вопреки всему. Несмотря на негативное отношение советской власти к свободной по форме и смелой по содержанию поэзии Вознесенского, ему разрешали выступать и он собирал залы по всему миру, а на родине – стадионы. Поэт мог запросто остаться в США, он был дружен с известными американскими писателями и с семьёй президента Кеннеди. Как вспоминала Зоя Богуславская на творческой встрече, его спрашивали: зачем ты возвращаешься туда, где тебя порицают? А он отвечал, что никто ему не запретит любить Россию и никуда он не уедет из своей Москвы, своего Переделкино.
Со временем Вознесенский становится по-настоящему народным поэтом, его стихи знала наизусть вся страна: песни "Миллион алых роз", "Я тебя никогда не забуду", "Плачет девочка в автомате" и многие другие запоминались мгновенно. Знаменитая рок-опера "Юнона и Авось" Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского тоже сокровищница хитов. Спектакль Марка Захарова по популярности, пожалуй, можно сравнить с лучшими бродвейскими постановками.
С Зоей Богуславской они прожили в браке более 40 лет. В 1950-е гг. она начала свой путь как литературный и театральный критик, позже стала писать рассказы и активно печататься в литературных журналах. Будучи талантливой рассказчицей, она писала о знаменитых людях, которые приходили к ним в гости, бестселлерами стали её сборники "Невымышленные рассказы" и "Американки".
Зоя Борисовна вспоминала, что её тоже спрашивали, почему они не уедут, допустим, в Париж – её рассказы были переведены на французский, она даже иногда говорила, что во Франции была известнее, чем в России. "Я без русской культуры и русского театра не смогу, – отвечала Зоя Богуславская. – Мне везде, кроме России, было скучно, чего-то не хватало, того, что здесь даёт силы и вдохновение".
После смерти мужа Зоя Борисовна с сыном Леонидом Богуславским учредила Фонд Андрея Вознесенского, а в 2018 году открыла Центр Вознесенского на Большой Ордынке. Одна из первых выставок была посвящена их дружбе с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным
Сейчас Зоя Борисовна пишет новую книгу, которую хочет выпустить в мае, к 90-летию со дня рождения Андрея Вознесенского. В центре уже начали готовить программу к юбилею поэта.
Когда легко – непривычно
Майю Плисецкую и Родиона Щедрина представила друг другу Лиля Брик. В 1955 году она устроила вечер, посвящённый французскому актёру Жерару Филипу. Они немного пообщались, но потом не виделись три года и вновь встретились в 1958 году на репетиции балета Щедрина "Конёк-Горбунок" в постановке Александра Радунского (Майя танцевала партию Царь-девицы). Тогда их встреча переросла в любовь на всю жизнь.
– Кстати, Андрей и Зоя тоже дружили с Лилей Брик, она благословила их брак. Брик вообще была очень почитаемой фигурой в культурной среде. Зоя Борисовна вспоминала, в частности: "Почему-то я ей сразу понравилась". Помимо прочего, Лиля Брик была соседкой Андрея и Зои в Переделкино. В архиве есть переписка Брик и Богуславской, – добавил Михаил Гершзон.
Родион Щедрин и Майя Плисецкая поженились в 1958 году. Тогда звезда Большого театра Майя Плисецкая была невыездной, из-за чего переживала и вспоминала, что встреча с Щедриным вернула ей и надежду, и уверенность в том, что всё непременно будет хорошо.
Все свои балеты Щедрин писал для Майи Плисецкой – с 1970-х гг. она танцевала в его балетах "Кармен-сюита", "Конёк-Горбунок", "Анна Каренина", "Чайка", сама ставила хореографию. Когда ей наконец-то дали возможность гастролировать, она получила предложение возглавить балетную труппу Римского театра оперы и балета, потом – Национальный балет Испании. Родион Щедрин имел успех на родине, возглавлял Союз композиторов РСФСР, его оперы и балеты ставились в ведущих театрах России. В 1990-х, когда культура в стране переживала не лучшие времена, супруги всё больше времени проводили за границей, отношения с Большим театром у Майи Плисецкой испортились, и в начале 90-х они переехали в Мюнхен. Плисецкая писала: "Жить стало легче, но непривычно".
Композитор и сейчас живёт в Германии, продолжает работать. А в 2022 году Мариинский театр отметил его 90-летие масштабным фестивалем.
Майя Плисецкая часто приезжала в Москву и Петербург, давала мастер-классы, встречалась со студентами. Мне посчастливилось побывать на встрече с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным в СПбГУ в 2011 году. Интонация, с которой она произнесла "Моя судьба – мой муж", заставила всех присутствующих тут же поверить в неизбежность их встречи и вечную любовь.
Плисецкая умерла в 2015 году, несколько месяцев не дожив до своего 90-летия. Но они встретятся вновь – балерина завещала смешать её прах с прахом мужа и развеять над Россией, чтобы больше никогда не расставаться и остаться здесь.
Главное – продолжать играть
Мстислав Ростропович так же, как и все присутствующие на фото, имел главный подарок судьбы – настоящую любовь и одно из главных испытаний в Советском Союзе – яркий талант.
На 1960-е годы, как раз когда была сделана эта фотография, как он сам писал, пришелся его расцвет. Музыкант получил признание ещё в юности, а с 21 года уже преподавал в консерваториях Москвы и Ленинграда. Но уже в следующее десятилетие отношение к Ростроповичу в СССР поменялось. После того как он написал открытое письмо Л. И. Брежневу в защиту Александра Солженицына, а позже, в 1972 году, подписал составленное Андреем Сахаровым "Обращение к Верховному Совету СССР" об амнистии политзаключенных и об отмене смертной казни, его уволили из Большого театра, закрыли все пути. Он остался без работы, без денег. Помимо этого их с женой, выдающейся оперной певицей Галиной Вишневской, в 1978 году лишили советского гражданства и они были вынуждены уехать из страны.
За годы в эмиграции Мстислав Ростропович стал одним из самых известных дирижёров в мире, получил множество международных наград, в том числе пять статуэток "Грэмми". Но как только стало возможно, в 1991 году Мстислав и Галина вернулись на Родину.
В 2007 году после продолжительной болезни Мстислав Ростропович ушёл из жизни. Он никогда не держал ни на кого зла, говорил, что времена были такие. Главное – продолжать играть.