Режиссёры-супруги привезли из Израиля в Москву уникальный спектакль

В "ГЭС-2" показали спектакль "Кладовая памяти", во время которого посетители, погружаясь в давно забытый калейдоскоп событий, искали ответы на вопросы своего настоящего
Режиссёры-супруги привезли из Израиля в Москву уникальный спектакль
Дом культуры "ГЭС-2"/Аня Тодич
В "Баре памяти" бармен приносит заказанное из меню "воспоминание" – коробку-сюрприз или баночки с различными предметами.

"Кладовая памяти" - не совсем спектакль, скорее – интерактивное пространство для самостоятельного путешествия по сбору недавних и утраченных воспоминаний. 

– Пожалуйста, вот анкета, это первый шаг в ваш лабиринт воспоминаний, заполните её, а на обратной стороне есть карта, на которой несколько зон. Можете их посетить, а наши мастера вам помогут, – встречают меня и протягивают конверт с карточками. На нём написано: "Для активации памяти". 

Длинный стол, на нём ручки, бумага, карандаши и носовые платочки. Достаю первую карточку: "Вспомните вкус воды из стакана". Неожиданный вопрос, который заставляет погрузиться в далёкие уголки памяти. Рядом – немолодая женщина. Глаза полны слёз. Около листка, заполненного ответами, – несколько скомканных платочков. Напротив, мужчина – улыбается, пишет легко, ручка едва успевает за мыслями. Здесь понимаешь, насколько мир того, кто рядом, хрупок и глубок. 

Иду в "Бар памяти". Бармен готов приготовить "воспоминание", которое нужно выбрать из довольно большого меню: "Осколок жизни", "Праздник", "Момент", "Остатки прошлого"... Многие заказывали "Успокоительное", а я попросила "Дорогое сердцу воспоминание". Пара секунд – и передо мной коробка, открываю – коричневые колготки из детства: и сразу мне 4 года, я бегаю на даче, а рядом бабушка, дедушка, отец, и они ещё живы... Чтобы переключиться, прошу "Ожидание". В скобочках добавлено – 1,2,3,4: 

– А что значат эти цифры? – Могу сделать вам покрепче или хотите игристое?

– Давайте средней крепости. 

Бармен приносит баночку со взбитой массой, слушаю запах – ах, да, это же мужская пена для бритья! Безусловно, то ещё ожидание. 

Очень необычно собирать в памяти осколки давно забытых историй и при этом невольно взаимодействовать с воспоминаниями других. В зоне "Диджей памяти" я оказалась в "музыкальной команде" – каждый вытянул три карточки: эмоция, природа, место – с непонятными цифрами. Мастер спросила: 

– Есть ли какой-то звук, по которому вы скучаете? Какой звук символизирует для вас удовольствие?

Вопросов было много, и, пока их задавали, по нашим зашифрованным карточкам генерировали для каждого свою мелодию. И вдруг в мои наушники ворвался рёв двигателя самолета перед взлётом, один из любимых звуков: разбег – и через несколько секунд огромная железная машина парит в воздухе. Потом жучки и паучки зазвенели в лесу, и следом – сначала я подумала, что это вокзал, а нет – музей: “Музей закрывается”, - прозвучало голосом смотрительницы. 

Я вспомнила фильм, в котором молодой человек потерял память, забыв последний год жизни и девушку, которую полюбил. Это полностью изменило его жизнь. Забыв, он словно утратил себя настоящего. Память – это то, что мы есть, и почему-то большую часть себя мы забываем, любим лишь себя из настоящего. В "Кладовой памяти" детали, звуки, разговоры, интонации снова делают нас пусть и уязвимыми, но зато живыми, возвращая к себе. 

Воспоминание – дверь, которая ведёт и в дом, и от дома, и приводит нас на тропу, ведущую к исцелению.
Рут Хоф, режиссёр 

После спектакля мне посчастливилось поговорить с создателями – израильскими режиссёрами Рут Хоф и Гаем Саар Русо.

Рут Хоф и Гай Саар Русо.
Дом культуры "ГЭС-2"/Аня Тодич
Рут Хоф и Гай Саар Русо.

 В Израиле спектакль точно так же проходит или вы адаптировали его для русских?

Рут: В "Баре памяти" мы добавили вещи, которые могут быть только у русских. Но в людях, независимо от национальности, больше общего, чем различного. Переживания, ожидания, желания – одинаковы. 

Почему вас интересует тема воспоминаний?

Гай: У всех животных есть память и воспоминания. Но у нас есть язык, чтобы их выразить. Воспоминания текучие и часто меняются. Они подобны земле, из которой что-то растёт. Это инструмент, способствующий изменениям, трансформации и образованию, он делают нас человечными, делает собой. 

Для жизни нужно иметь не только помнить, но и забывать. Как вы относитесь к этому?

Рут: Не думаю, что нужно держаться за воспоминания, они подобны листьям, которые опадают. Этот процесс естественный, верный. Они уже стали частью нас. В забывании также есть свобода. Мне бы не хотелось, что те, кто приходят в "Кладовую памяти", говорили: "Ох, я ничего не помню! Какой ужас!" Мы помним то, что нужно именно в этот момент. 

Ответы, которые посетители перфоманса получают в "Кладовой памяти", помогают принять жизненные решения. Одна из задач такая? 

Гай: Я бы хотел, чтобы "Кладовая памяти" была пространством для творческого подхода к воспоминаниям. Иногда у людей есть какая-то цель, они ищут кусочки, связанные с людьми, которых потеряли. Порой хорошо наблюдать, что всплывёт в памяти в данный момент. Это пространство заряжено воспоминаниями других. Бывает, нас что-то удивляет. И ещё это про прощение. К нам часто возвращаются плохие воспоминания, и здесь получается простить, отпустить их.

"Воспоминания" в баночках в "Баре памяти".
Дом культуры "ГЭС-2"/Аня Тодич
Делаль из воспоминания, которое бармен хранит в "Баре памяти".
Дом культуры "ГЭС-2"/Аня Тодич
Посетители отвечают на вопросы из конверта "Активация памяти".
Дом культуры "ГЭС-2"/Аня Тодич
Предметы, которые принесли посетители, для локации "Чужие воспоминания".
Дом культуры "ГЭС-2"/Аня Тодич
"Утонувшие воспоминания" - та зона, где на камушках можно написать то, что хочется забыть больше всего на свете. И утопить камушек в большом чане с водой.
Дом культуры "ГЭС-2"/Аня Тодич
Камушек для "Утонувших воспоминаний".
Дом культуры "ГЭС-2"/Аня Тодич
Воспоминания встретились с девушкой в "Баре памяти".
Дом культуры "ГЭС-2"/Аня Тодич
Воспоминания, которые посетители оставили в "Кладовой памяти".
Дом культуры "ГЭС-2"/Аня Тодич
"Воспоминания" в баночках в "Баре памяти".1/8