Вы снимаете третий фильм за календарный год – почему пошли на такие производственные нагрузки?
– Я много в последнее время занимался монтажом и, видимо, засиделся. Выйти из привычной колеи оказалось не так-то просто: всё время много работы, заказы, помощь друзьям – в итоге всё это порядком затянулось. А тут вдруг мне предложили как режиссёру сделать фильм, и я с радостью за него взялся. А за ним второй и третий – как будто услышали про моё желание. Первые два фильма я уже снял, это ужасы "Шёпот" и "Отражение тьмы", они скоро выйдут в прокат. Они разные – у хоррора же тоже много поджанров. "Шёпот" в жанре скримера: подвалы, тёмные лестницы, что-то жуткое в темноте. Есть ещё слэшеры, это просто мясорубка, вроде "Пятницы 13-е" – я такое не люблю.
Вы режиссёр по профессии, почему вдруг так много занимались монтажом?
– Я окончил режиссёрский факультет и как режиссёр снимал телемувики (это небольшие сериалы), документальные фильмы, в том числе фестивальные. Например, с Михаилом Кожуховым делал большой цикл о Москве: откуда в городе вода, электричество, еда, как убирают мусор и так далее. После этого я почувствовал, что мог бы занять позицию мэра города, потому что узнал о Москве абсолютно всё. Потом мне захотелось путешествовать, и я много поездил по всем регионам России – от Калининграда до Владивостока. От документального кино и поездок я устал, захотел посидеть спокойно и ушёл в монтаж. Монтаж у меня хорошо получался ещё в институте – предрасположенность к нему была всегда. И через год этих занятий я получил "Золотого орла" как режиссёр монтажа. После чего началось много предложений, работы, интересных проектов. Как обычный режиссёр я могу в год сделать максимум три фильма, а как режиссёр монтажа – целых 8–10. Комедия, боевик, драма, сказка – мне понравилось, что за короткий срок я могу попробовать столько жанров.
Получается, что вы сняли и продолжаете снимать во многом "сказочные" жанры – почему вам это интересно?
– Мне нравится и снимать, и смотреть жанровые фильмы. Хоррор, сказка, фантастика – везде много интересной пластики и возможности рассказать историю. В жанре фантастики я до этой картины не работал, но мне этот мир очень интересен. Поэтому, когда мне предложили сделать фантастический боевик, я опять очень обрадовался, потому что, если бы мне предложили сделать третий подряд по счёту хоррор, я бы точно отказался.
Почему часть фильма снимали в Сургуте?
– У компании – производителя картины сотрудничество с регионом: это нефтяной край, и его сейчас стремятся развивать с точки зрения культуры и творчества. Я снимаю в Сургуте второй фильм, и там, конечно, очень интересно. Например, один из самых длинных вантовых мостов в России, Югорский, выглядит как что-то из будущего и очень подходит для фантастического кино.
Есть ли у вас какая-то сверхзадача по фильму?
– Хочется сделать фильм, который будет полноценным со всех точек зрения. Чтобы он был интересен зрителю, держал внимание. Хочется, чтобы в рамках фантастического жанра получилась человеческая история, эмоциональное взаимодействие между героями. Когда в картине можно дать какой-то драматургический объём, на это всегда интересно смотреть.
Что главное в человеческой истории в этой картине?
– В какой-то степени сюжет о потере памяти здесь – это большая метафора. Многие люди задумываются о том, как переиграть свою жизнь или что-то стереть из памяти. И наш герой, с одной стороны, такую возможность получил, а с другой – ему интересно, что с ним было в прошлом, и он начинает это изучать и разбираться со своими проблемами.
Последней вашей профессиональной наградой был "Золотой орёл" за монтаж "Салюта-7". Премия меняет жизнь или нет?
– В какой-то степени да. Стали попадаться странные люди, которые говорили, что ищут режиссёра монтажа только с "Золотым орлом". (Смеётся.) Премия помогает и в том смысле, что у тебя появляется какое-то право голоса на площадке, ведь нередки ситуации, когда режиссёра монтажа просто не слышат. Теперь когда я, человек с премией, говорю что-то, то всё наоборот, к тебе очень прислушиваются. Награда, конечно, добавляет авторитета.
Много ли будете дорисовывать на финальном монтаже?
– Ну, в фантастическом жанре это неизбежно. Но тем ценнее то, что сделано "вживую". Человеческий глаз графику часто "улавливает", и когда можно что-то сделать без графики, то мы так и стараемся – тем более что есть вещи, которые лучше смотрятся без неё. К живому всегда больше доверия.