Режиссёр Серик Бейсеу так хорошо изучил Москву, что был готов стать её мэром

Но вместо этого скоро выйдут два его фильма ужасов, а третий, фантастический, он снимает сейчас. Metro расспросило режиссёра о крутых поворотах в его биографии
Режиссёр Серик Бейсеу так хорошо изучил Москву, что был готов стать её мэром
Анастасия Паламарчук
Режиссёр Серик Бейсеу на съёмках фантастического боевика.

Вы снимаете третий фильм за календарный год – почему пошли на такие производственные нагрузки?

– Я много в последнее время занимался монтажом и, видимо, засиделся. Выйти из привычной колеи оказалось не так-то просто: всё время много работы, заказы, помощь друзьям – в итоге всё это порядком затянулось. А тут вдруг мне предложили как режиссёру сделать фильм, и я с радостью за него взялся. А за ним второй и третий – как будто услышали про моё желание. Первые два фильма я уже снял, это ужасы "Шёпот" и "Отражение тьмы", они скоро выйдут в прокат. Они разные – у хоррора же тоже много поджанров. "Шёпот" в жанре скримера: подвалы, тёмные лестницы, что-то жуткое в темноте. Есть ещё слэшеры, это просто мясорубка, вроде "Пятницы 13-е" – я такое не люблю. 

Вы режиссёр по профессии, почему вдруг так много занимались монтажом?

– Я окончил режиссёрский факультет и как режиссёр снимал телемувики (это небольшие сериалы), документальные фильмы, в том числе фестивальные. Например, с Михаилом Кожуховым делал большой цикл о Москве: откуда в городе вода, электричество, еда, как убирают мусор и так далее. После этого я почувствовал, что мог бы занять позицию мэра города, потому что узнал о Москве абсолютно всё. Потом мне захотелось путешествовать, и я много поездил по всем регионам России – от Калининграда до Владивостока. От документального кино и поездок я устал, захотел посидеть спокойно и ушёл в монтаж. Монтаж у меня хорошо получался ещё в институте – предрасположенность к нему была всегда. И через год этих занятий я получил "Золотого орла" как режиссёр монтажа. После чего началось много предложений, работы, интересных проектов. Как обычный режиссёр я могу в год сделать максимум три фильма, а как режиссёр монтажа – целых 8–10. Комедия, боевик, драма, сказка – мне понравилось, что за короткий срок я могу попробовать столько жанров. 

Режиссёр Серик Бейсеу (в центре).
KD Studios
Режиссёр Серик Бейсеу (в центре).

Получается, что вы сняли и продолжаете снимать во многом "сказочные" жанры – почему вам это интересно?

– Мне нравится и снимать, и смотреть жанровые фильмы. Хоррор, сказка, фантастика – везде много интересной пластики и возможности рассказать историю. В жанре фантастики я до этой картины не работал, но мне этот мир очень интересен. Поэтому, когда мне предложили сделать фантастический боевик, я опять очень обрадовался, потому что, если бы мне предложили сделать третий подряд по счёту хоррор, я бы точно отказался. 

Почему часть фильма снимали в Сургуте?

– У компании – производителя картины сотрудничество с регионом: это нефтяной край, и его сейчас стремятся развивать с точки зрения культуры и творчества. Я снимаю в Сургуте второй фильм, и там, конечно, очень интересно. Например, один из самых длинных вантовых мостов в России, Югорский, выглядит как что-то из будущего и очень подходит для фантастического кино. 

Есть ли у вас какая-то сверхзадача по фильму?

– Хочется сделать фильм, который будет полноценным со всех точек зрения. Чтобы он был интересен зрителю, держал внимание. Хочется, чтобы в рамках фантастического жанра получилась человеческая история, эмоциональное взаимодействие между героями. Когда в картине можно дать какой-то драматургический объём, на это всегда интересно смотреть. 

"Хочется в рамках фантастического жанра дать человеческую историю".
Анастасия Паламарчук
"Хочется в рамках фантастического жанра дать человеческую историю".

Что главное в человеческой истории в этой картине?

– В какой-то степени сюжет о потере памяти здесь – это большая метафора. Многие люди задумываются о том, как переиграть свою жизнь или что-то стереть из памяти. И наш герой, с одной стороны, такую возможность получил, а с другой – ему интересно, что с ним было в прошлом, и он начинает это изучать и разбираться со своими проблемами. 

Последней вашей профессиональной наградой был "Золотой орёл" за монтаж "Салюта-7". Премия меняет жизнь или нет?

– В какой-то степени да. Стали попадаться странные люди, которые говорили, что ищут режиссёра монтажа только с "Золотым орлом". (Смеётся.) Премия помогает и в том смысле, что у тебя появляется какое-то право голоса на площадке, ведь нередки ситуации, когда режиссёра монтажа просто не слышат. Теперь когда я, человек с премией, говорю что-то, то всё наоборот, к тебе очень прислушиваются. Награда, конечно, добавляет авторитета.

Много ли будете дорисовывать на финальном монтаже?

– Ну, в фантастическом жанре это неизбежно. Но тем ценнее то, что сделано "вживую". Человеческий глаз графику часто "улавливает", и когда можно что-то сделать без графики, то мы так и стараемся – тем более что есть вещи, которые лучше смотрятся без неё. К живому всегда больше доверия.