Ресторан Noma в Копенгагене, который был признан по версии рейтинга The World’s 50 Best Restaurants лучшим в 2021 году, заявил о закрытии для регулярного обслуживания к концу 2024 года. Такое решение шеф-повар и совладелец заведения Рене Редзепи объяснил переработками сотрудников и изнурительными условиями труда. На официальном сайте компании говорится, что ресторан будет переквалифицирован в пищевую лабораторию.
Шеф ресторана отметил, что его кухня требует тяжёлых часов работы всех сотрудников и математика компенсации переработок тут, увы, не работает. Поэтому компании требуется переосмысление ситуации.
Перемены начались с момента, когда бывшие работники компании рассказали американскому изданию, что их трудовые будни в ресторане можно было назвать изнурительными. Например, финский шеф-повар Ким Миккола проработал в ресторане 4 года. И, по его мнению, создание блюд высокой кухни требует слишком больших трудозатрат, "кто-то должен за это платить". В этом случае расплачиваются сотрудники своими силами и временем.
Недобор из-за экономии
Как рассказала Metro эксперт по трудовому праву Галина Енютина, возникновение сверхурочных часов выше лимита, положенного по Трудовому кодексу, чаще всего вызвано недобором сотрудников. Скорее всего, основной причиной ситуации может стать экономия на кадрах из-за нехватки бюджета на другие сферы производства. Когда работы много, она распределяется на всех, но этот объём всё равно выше нормы, которую может сделать работник в течение отведённого рабочего времени.
– Но бизнес, который хорошо зарабатывает, будет платить за сверхурочную работу. Ведь работодатель понимает, что молодые специалисты будут рады поработать сверхурочно и даже бесплатно в фирме люксового уровня, лишь бы подучиться у профессионалов. Так успешные компании будут эксплуатировать свою успешность, – размышляет Галина Енютина.
Однако она предупреждает, что тут могут возникнуть конфликты: сотрудники могут подумать, что они уже достигли высокого уровня, и потому повысят свои требования к работодателю.
– То есть компания рискует, но этот риск объективен. Это нормальный процесс, – подчеркнула Галина Енютина. – Но важно понимать, что иностранные компании повыше отечественных в экономике на пару десятков лет. Это означает, что уровень жизни людей там выше, как и уровень гарантий. Это развязывает людям руки в плане отстаивания своих прав.
Не единый случай
Другая вопиющая ситуация произошла в 2017 году в Японии. Журналистка, которая освещала политические события в течение 159 сверхурочных часов, скончалась от переработки. Позже в компании сказали, что этот случай "показал проблему с системой труда в фирме". Кстати, в японском языке даже есть понятие "кароси" – смерть от переработки. Причинами кароси чаще всего становятся проблемы с сердцем и недоедание на фоне сильного стресса в рабочем процессе. Это явление больше всего распространено именно в Японии, но встречается и в других странах Азии.
Одна из сотрудниц крупного рекламного агентства тоже в Японии покончила с собой из-за переработок. Как пишут в местных СМИ, топ-менеджеры заставляли коллегу отрабатывать лишние часы, которых в результате набежало около 100 при норме 40 часов в неделю. Хотя переработки в стране сакуры и являются нормой, но этот случай вызвал большой шум в 2016 году.
В игровой индустрии США для переработок существует даже специальный термин - "кранч". Он означает периоды постоянного сверхурочного труда для завершения проекта к сроку. Автор книги "Кровь, пот и пиксели" Джейсон Шрейер даже написал колонку в американское издание о переработках среди разработчиков. По его словам, сверхурочные часы могут увеличивать обычную 40-часовую рабочую неделю до 100-часовой.