Репортёр Metro узнал, о чём пишут женщины: мифы и реальность современной женской прозы

Каково женщине в мире литературы, почему у мужчин не получается создавать убедительных женских персонажей и как пишутся книги сегодня, узнавало Metro
Репортёр Metro узнал, о чём пишут женщины: мифы и реальность современной женской прозы
Руслан Ахмеров / Предоставлено издательством ЭКСМО
Поэт и прозаик Люба Макаревская (в центре) уверена, что телесный опыт немаловажен при написании характеров персонажей.

На дискуссии "О чём пишут женщины", организованной издательством "Эксмо", собрались девушки, так или иначе связанные с книжным миром: поэтессы, прозаики, критики, блогеры. Мифов и легенд вокруг этого мира много, но сколько в них правды?

Миф №1: Мужчины пишут для мужчин, женщины – для женщин

Считать, что мужчинам впору сочинять только боевую фантастику – всё равно что думать, будто женщины способны писать только про любовь. Это, как минимум, глупо. Сегодня мужчины пишут топовые любовные романы (вспоминаем Эльчина Сафарли или Николаса Спаркса), а женщины уходят далеко за пределы исключительно женского опыта. Если начистоту, то сегодня не существует чисто женской или мужской прозы.

Однако не все присутствующие согласились с этим. Так, например, литературный критик Мария Закрученко считает, что мужчинам очень редко удаётся создать убедительный женский образ в своих произведениях.

– Сейчас в голове вспоминается только один по-настоящему сильный женский персонаж, написанный мужчиной – это Анна Каренина, ибо Толстой, конечно, гениален, – сказала Мария, вызвав нешуточный спор. Ведь что, если всё дело в писательском мастерстве, которое никак не зависит от пола?

Среди писателей, в чьей копилке есть удачные женские образы, Мария Закрученко также вспомнила Эндрю Соломона. К своему стыду, даже не знаю такого автора.
Руслан Ахмеров / Предоставлено издательством ЭКСМО
Среди писателей, в чьей копилке есть удачные женские образы, Мария Закрученко также вспомнила Эндрю Соломона. К своему стыду, даже не знаю такого автора.

Мысленно перебираю недавно прочитанные книги и понимаю, что нередко героини в современной популярной прозе делятся на два вида: шаблонные "картонки", у которых нет ни глубины, ни эмоциональности, и чрезмерно идеализированные девушки, которые совершенно нереалистичны в своей безупречности. Но здесь я склонен верить, что авторам действительно просто требуется отточить мастерство.

Миф №2: Молодым авторам сейчас намного легче, чем раньше

Возможно, времена и правда изменились к лучшему, но что-то, к сожалению, остаётся неизменным. Современным писательницам приходится сталкиваться с предубеждениями самого разного характера.

То слишком молодая, то слишком неопытная, то чересчур амбициозная – почему-то во многих до сих пор живёт убеждение о том, что женщины занимаются литературой не всерьёз, а лишь до тех пор, пока не придёт время обзаводиться семьёй и детьми. И с этим приходилось столкнуться каждой из присутствующих девушек. Поэтесса Ксения Буржская поделилась историей, как возраст помешал ей войти в Союз писателей.

– Когда мне было лет двадцать, мои старшие товарищи предложили вступить в Союз писателей Санкт-Петербурга, потому что считали меня очень талантливой. Я, юная девчонка в пирсинге, с какой-то сумасшедшей причёской, пришла туда, а мне сказали: "Вы такая замечательная, но у нас уже очередь из тех, кому за 50, вы рановато пришли", – с усмешкой рассказывает Ксения.

– Я пришла в литературу в 7 лет, затем ушла и вернулась в 30, потому что мне есть что сказать и я имею на это право, – сказала Ксения Буржская.
Руслан Ахмеров / Предоставлено издательством ЭКСМО
– Я пришла в литературу в 7 лет, затем ушла и вернулась в 30, потому что мне есть что сказать и я имею на это право, – сказала Ксения Буржская.

В ответ она услышала от коллег, что ей ещё повезло:

– Это, знаете, как на кафедрах в гуманитарных университетах. Задаешься вопросом – а почему я двадцать лет преподаю и всё ещё доцент? На что тебе отвечают: "Так у вас же на кафедре ещё никто из профессоров не умер!".

Миф №3: Пренебрежение по отношению к женщинам-авторам исходит только от мужчин

Удивительно, но факт – презрительно к женской прозе относятся не только представители сильной половины человечества. Так, например, поэтесса и прозаик Люба Макаревская вспомнила эпизод из прошлого, который немало её шокировал.

– Мне было 21, и я сдавала одну из своих свежих работ женщине-редактору. Никогда не забуду, с каким презрением она говорила: "Ну вы же понимаете, что женское письмо – это..." и многозначительно гримасничала. В этот момент внутри меня назрел внутренний протест. Как же так?! Мы ведь половина человечества, почему же нас не воспринимают серьёзно?

Люба Макаревская не делит тексты на мужские и женские, считая главными в них ясность мыслей и силу опыта.
Руслан Ахмеров / Предоставлено издательством ЭКСМО
Люба Макаревская не делит тексты на мужские и женские, считая главными в них ясность мыслей и силу опыта.

После этого девушки начинают вспоминать собственные похожие случаи. Мне же кажется, что дело в старых установках, которые закладывали многим еще в детстве: главное – это выйти замуж и родить детей, а всё остальное – блажь. И к сожалению, так делают многие и по сей день.

Миф №4: Сейчас не лучшее время, чтобы писать книжки

События, случившиеся в прошлом году, безусловно, повлияли на всех, в том числе и на писателей. Что же сейчас делать тем, кто хочет стать писателем? Пока одни считают, что совершенно непонятно, что будет дальше с отечественной литературой, и опасаются грядущего, другие видят в этом своеобразный толчок для создания новых шедевров.

– Я уверена, будущую классику женщины пишут именно сейчас – всё из-за того, что началось в прошлом году. Через пару лет мы будем обсуждать книги, которые напишут сегодня, и будем ими восхищаться, – считает писательница и переводчик Ольга Брейнингер.

По мнению Ольги, авторам-новичкам нужно врываться в литературу, как на рэп-баттл – с наглостью и желанием разорвать всех.
Руслан Ахмеров / Предоставлено издательством ЭКСМО
По мнению Ольги, авторам-новичкам нужно врываться в литературу, как на рэп-баттл – с наглостью и желанием разорвать всех.

Что ж, через годы узнаем. Возможно, в самые трудные дни как раз и рождаются по-настоящему сильные сюжеты и проникновенные образы.