На дискуссии "О чём пишут женщины", организованной издательством "Эксмо", собрались девушки, так или иначе связанные с книжным миром: поэтессы, прозаики, критики, блогеры. Мифов и легенд вокруг этого мира много, но сколько в них правды?
Миф №1: Мужчины пишут для мужчин, женщины – для женщин
Считать, что мужчинам впору сочинять только боевую фантастику – всё равно что думать, будто женщины способны писать только про любовь. Это, как минимум, глупо. Сегодня мужчины пишут топовые любовные романы (вспоминаем Эльчина Сафарли или Николаса Спаркса), а женщины уходят далеко за пределы исключительно женского опыта. Если начистоту, то сегодня не существует чисто женской или мужской прозы.
Однако не все присутствующие согласились с этим. Так, например, литературный критик Мария Закрученко считает, что мужчинам очень редко удаётся создать убедительный женский образ в своих произведениях.
– Сейчас в голове вспоминается только один по-настоящему сильный женский персонаж, написанный мужчиной – это Анна Каренина, ибо Толстой, конечно, гениален, – сказала Мария, вызвав нешуточный спор. Ведь что, если всё дело в писательском мастерстве, которое никак не зависит от пола?
Мысленно перебираю недавно прочитанные книги и понимаю, что нередко героини в современной популярной прозе делятся на два вида: шаблонные "картонки", у которых нет ни глубины, ни эмоциональности, и чрезмерно идеализированные девушки, которые совершенно нереалистичны в своей безупречности. Но здесь я склонен верить, что авторам действительно просто требуется отточить мастерство.
Миф №2: Молодым авторам сейчас намного легче, чем раньше
Возможно, времена и правда изменились к лучшему, но что-то, к сожалению, остаётся неизменным. Современным писательницам приходится сталкиваться с предубеждениями самого разного характера.
То слишком молодая, то слишком неопытная, то чересчур амбициозная – почему-то во многих до сих пор живёт убеждение о том, что женщины занимаются литературой не всерьёз, а лишь до тех пор, пока не придёт время обзаводиться семьёй и детьми. И с этим приходилось столкнуться каждой из присутствующих девушек. Поэтесса Ксения Буржская поделилась историей, как возраст помешал ей войти в Союз писателей.
– Когда мне было лет двадцать, мои старшие товарищи предложили вступить в Союз писателей Санкт-Петербурга, потому что считали меня очень талантливой. Я, юная девчонка в пирсинге, с какой-то сумасшедшей причёской, пришла туда, а мне сказали: "Вы такая замечательная, но у нас уже очередь из тех, кому за 50, вы рановато пришли", – с усмешкой рассказывает Ксения.
В ответ она услышала от коллег, что ей ещё повезло:
– Это, знаете, как на кафедрах в гуманитарных университетах. Задаешься вопросом – а почему я двадцать лет преподаю и всё ещё доцент? На что тебе отвечают: "Так у вас же на кафедре ещё никто из профессоров не умер!".
Миф №3: Пренебрежение по отношению к женщинам-авторам исходит только от мужчин
Удивительно, но факт – презрительно к женской прозе относятся не только представители сильной половины человечества. Так, например, поэтесса и прозаик Люба Макаревская вспомнила эпизод из прошлого, который немало её шокировал.
– Мне было 21, и я сдавала одну из своих свежих работ женщине-редактору. Никогда не забуду, с каким презрением она говорила: "Ну вы же понимаете, что женское письмо – это..." и многозначительно гримасничала. В этот момент внутри меня назрел внутренний протест. Как же так?! Мы ведь половина человечества, почему же нас не воспринимают серьёзно?
После этого девушки начинают вспоминать собственные похожие случаи. Мне же кажется, что дело в старых установках, которые закладывали многим еще в детстве: главное – это выйти замуж и родить детей, а всё остальное – блажь. И к сожалению, так делают многие и по сей день.
Миф №4: Сейчас не лучшее время, чтобы писать книжки
События, случившиеся в прошлом году, безусловно, повлияли на всех, в том числе и на писателей. Что же сейчас делать тем, кто хочет стать писателем? Пока одни считают, что совершенно непонятно, что будет дальше с отечественной литературой, и опасаются грядущего, другие видят в этом своеобразный толчок для создания новых шедевров.
– Я уверена, будущую классику женщины пишут именно сейчас – всё из-за того, что началось в прошлом году. Через пару лет мы будем обсуждать книги, которые напишут сегодня, и будем ими восхищаться, – считает писательница и переводчик Ольга Брейнингер.
Что ж, через годы узнаем. Возможно, в самые трудные дни как раз и рождаются по-настоящему сильные сюжеты и проникновенные образы.