Репортёр Metro увидела спецовку Ангелиной, шкатулку Космодемьянской и другие раритеты

В Музее современной истории России проходит выставка личных вещей женщин, внёсших значительный вклад в историю России в самых разных областях. Показываем самые интересные
Репортёр Metro увидела спецовку Ангелиной, шкатулку Космодемьянской и другие раритеты
Кирилл Зыков / Агентство "Москва"
Репортёр Metro изучает экспозицию выставки.

 1. Костюм первой в мире женщины-горнового Фаины Шаруновой

Работа Фаины была очень опасной, и на шляпе сохранились даже следы от упавших искр.
Предоставлено пресс-службой Музея современной истории России
Работа Фаины была очень опасной, и на шляпе сохранились даже следы от упавших искр.

Это мужская спецовка, но её носила Фаина Васильевна Шарунова – первая в мире женщина, освоившая металлургическое дело. Ольга Белоусова, доцент исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, объясняет, что эта спецовка не предполагала женского варианта – труд горнового по своей тяжести был под силу лишь мужчинам. Поэтому женщины, которые всё же занимались этой работой, просто облачались в мужскую робу.

– Спецовка горнового рабочего должна была учитывать все сложности этой "горячей" профессии, – говорит Ольга Белоусова. – Свободный крой не сковывает движения, а в холодное время года позволяет надевать тёплую поддёвку, широкие поля шляпы закрывают лицо от искр. 

2. Вышивки Жени Полтавской и Саши Лукониной

Листы из тетради А. В. Грибковой-Лукониной: представлены работы Александры и вышивка, принадлежавшая Жене Полтавской.
Предоставлено пресс-службой Музея современной истории России
Листы из тетради А. В. Грибковой-Лукониной: представлены работы Александры и вышивка, принадлежавшая Жене Полтавской.

Александра Грибкова-Луконина и Евгения Полтавская были художницами, воспитанницами колледжа дизайна и декоративного искусства при РГХПУ им. С. Г. Строганова (он не раз менял название с момента основания). В 1941 году две девушки записались добровольцами в формируемую разведовательно-диверсионную часть. В ней проходила службу и Зоя Космодемьянская. Никто не знал, что они повторят судьбу Зои.

Александра, Евгения и ещё шестеро ребят по заданию должны были проникнуть в тыл врага, но попали в засаду. Они до последнего не сдавались. К сожалению, их захватили в плен и повесили в центре Волоколамска. 

Тетрадные листы, представленные в экспозиции Музея современной истории России, по словам экспертов музея колледжа дизайна, на самом деле являются курсовыми работами:

– Все работы выполнялись руками студентов, красками и карандашами, зачастую на миллиметровой бумаге, так как впоследствии эти проекты могли копироваться на предприятиях. Сейчас это называется дизайн-проект изделия, – комментирует директор колледжа Денис Чумоватов. 

В архиве музея колледжа хранятся редкие записи о жизни девушек:

"С детства Шура много и хорошо рисовала, особенно любила рисовать орнаменты старинных наличников, народных вышивок. Вечерами работала на мебельной фабрике, училась на курсах шофёров, занималась гимнастикой, стрельбой, прекрасно ходила на лыжах", – из воспоминаний однополчанки Грибковой. 

3. Шкатулка для рукоделия Зои Космодемьянской

По-видимому, Зоя складывала сюда вышивальные принадлежности. В экспозиции также представлены поясная сумка и зеркальце, принадлежавшие Зое.
Предоставлено пресс-службой Музея современной истории России
По-видимому, Зоя складывала сюда вышивальные принадлежности. В экспозиции также представлены поясная сумка и зеркальце, принадлежавшие Зое.

Наследие Зои Космодемьянской велико и посчитать точное количество артефактов, принадлежавших Герою Советского Союза, достаточно трудно. По словам пресс-службы музейного комплекса Зои, мама девушки дарила вещи дочери многим музеям. 

В музее Зои Космодемьянской хранятся вышивки, выполненные руками Зои, и картонная коробка с нитками мулине. Зоя очень любила вышивать, и, по воспоминаниям мамы в книге "Повесть о Зое и Шуре", они часто вышивали вместе, сидя за столом под абажуром и слушая радио, а иногда подпевая ему. 

"Мы работаем молча, не отрываясь. Изредка я опускаю шитьё и разгибаю спину – она у меня побаливает. И смотрю на Зою. Её тонкие загорелые руки проворны и неутомимы. Работа так и горит в них. Сознание, что и она делает что-то нужное для фронта, если и не освободило Зою от мучительных мыслей, то всё-таки помогло обрести какое-то внутреннее равновесие. Она даже внешне преобразилась: не так сумрачно смотрят глаза, порою и улыбка трогает губы..." – говорится в книге. 

Сама Зоя, будучи в 1936 году у бабушки на даче, писала в своём дневнике: 

"19 августа. Прошёл дождик. Бабушка дала мне разные лоскутки, и я хочу сделать себе одеяльце. 

24 августа. Когда я утром встала, мне бабушка подарила старинную расписную коробочку, а дедушка – свою карточку. Этим подаркам я была очень рада. Они мне будут на память". 

4. Рабочий комбинезон и шапка Паши Ангелиной 

Подлинный костюм организатора первой женской тракторной бригады.
Предоставлено пресс-службой Музея современной истории России
Подлинный костюм организатора первой женской тракторной бригады.

Этот костюм принадлежит первой советской женщине-трактористке Паше Ангелиной. Роба из брюк с наплечными лямками или из представляющих собой единое целое куртки и штанов с накладными карманами для инструментов с началом Первой мировой войны перестала восприниматься как исключительно мужская спецовка. 

Однако Ольга Белоусова говорит, что в 20-х годах в Советском Союзе женщин-трактористок были считаные единицы.

– То, что у Ангелиной имелся собственный комбинезон, подчёркивало её особый высокий статус, поскольку далеко не у всех высококвалифицированных рабочих-мужчин была такая спецовка, – объясняет Белоусова.

5. Реконструкция свадебного платья медсестры Анастасии Жардецкой

Реконструкция платья 2015 года.
Предоставлено пресс-службой Музея современной истории России
Реконструкция платья 2015 года.

Анастасия Жардецкая была ефрейтором и санинструктором во время Великой Отечественной войны. Родилась в Казани, оттуда ушла на фронт в 19 лет. И в любовь не верила совсем. Она не могла вынести, когда боевые подруги выщипывали брови, красили губы. Война – стоны, жёлто-зелёные лица умирающих под свистом пуль и осколков, тела, одетые во что попало... Но никак не радость и даже не намёк на счастье. Тем не менее любовь её всё же настигла, правда, она как могла открещивалась – поначалу на ухаживания не отвечала, даже разговаривать не хотела. Первым делом война, а потом всё остальное. Но постепенно чувства взяли верх.

Детали замужества Анастасии неизвестны, кроме того что она сделала себе платье из трофейных бинтов, а поясок – из старой пилотки. Работа над платьем шла довольно долго: Анастасия собирала материал целый месяц, а пошила за один день. 

"Как я свадебное платье себе за одну ночь из бинтов пошила. Сама. А бинты мы с девчонками месяц собирали. Бинты трофейные... У меня было настоящее свадебное платье!" – из книги Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо". 

Платье, представленное в экспозиции, является реконструированным. Ольга Белоусова отмечает, что его фасон соответствует женской моде 1940-х годов, а сшито оно из полосок простыней с несильно затёртыми краями. Платье оставляет двоякое впечатление:

– С другой стороны, росписи по его подолу явно относятся к нашему времени, о чём говорит и их содержание – современники не воспринимали вехи Великой Отечественной в таком формате, и почерк не такой: тогда печатные буквы изображали иначе. 

Выставка "Женщина на фоне эпохи" продлится до 16 июля 2023 года