Стрельцы составили конкуренцию рыцарям
В холле скучает группа французов в треуголках и белых рейтузах – представители самого раннего и одного из самых популярных направлений в отечественной реконструкции – "наполеоники". Напротив бонапартовцев – солдаты Первой и Второй мировой в шинелях и гимнастёрках, а перед ними – ржавые каски, пробитые пулями и осколками. "Каски настоящие, их нашли во время раскопок", – подтверждает мою догадку один из руководителей клуба, историк Алексей Панкратов.
– В основном реконструкторов привлекает Вторая мировая война и эпоха Средневековья, а вот русская история, особенно доромановской эпохи, как-то не в моде, – говорит историк. – Мы сейчас пытаемся это исправить.
В ближний бой не вступают, порох имитируют
Зал стрельцов похож на съёмочную площадку отечественного исторического блокбастера. Троица в красных кафтанах с золотыми галунами и лазурной отделкой – из эпохи Алексея Михайловича и его легендарного сына Петра. Рядом копейщик, одетый попроще, зато с четырёхметровой пикой в руке. Пушкарь в горжете и синей епанче неотлучно при своём орудии: первый русский пулемёт на 28 стволов прозвали "сорока" за сходство звука при выстреле с криком птицы. Пушкари считались элитой русской армии.
– Зарядить не то что пушку, но даже мушкет было делом непростым: требовалось засыпать порох из зарядца, приложиться и поджечь заряд фитилем, – объясняет историк. – Поэтому классический русский боевой строй 16–17-го веков выглядел так: впереди сцепленные обозные телеги и рогатки, а за ними стрельцы. Пока враги добирались до нашего расположения, стрельцы успевали сделать несколько выстрелов и пушечных залпов, а дальше начиналась рукопашная бердышами и топорами.
Но то было в прошлом: современные стрелецкие битвы намного менее травматичны, чем рыцарские бои. По словам Панкратова, реконструкторы-стрельцы не вступают в близкий боевой контакт, а вместо пороха используют имитационную смесь.
Приказ – полк, котёл – десяток
Сегодня в клубе 35 постоянных членов, в России это самое крупное стрелецкое сообщество. Каждый год реконструкторы проводят масштабный фестиваль, восстанавливая битву при Молодях 1572 года, где наши войска разгромили крымско-турецкую армию Давлета Гирея. Кстати, в зале есть и "враги": крымские татары, турецкие янычары, немецкие ландскнехты, польские гайдуки.
На фестивали везут обозные телеги, знамёна, котлы, сундуки, бочки и другие артефакты. Половина этих вещей нужна для антуража: быт реальных стрельцов в походе был очень скромным.
– Стрелецкие приказы (полки. – Прим. ред.) делились на сотни, полусотни и десятки, – рассказывает историк. – Десяток стрельцов назывался "котёл", потому что ели из одного котла. Оружие и все свои нехитрые пожитки десяток перевозил на телеге, сами стрельцы шли пешком, питаясь по пути в основном ржаными сухарями и толокном.
Сложнее всего пошить кафтан
Стрельцы подписывали пожизненный договор с царём и получали из казны не только жалованье и землю, на которой строили стрелецкие слободы, но и кафтаны с оружием. Реконструкторы о костюмах, оружии и бытовых артефактах заботятся сами. Сложнее всего, по словам руководителя клуба, пошить аутентичный костюм.
– У каждого приказа был свой цвет кафтанов: красные, коричневые, жёлтые, реже зелёные и синие, шили их из английского и гамбургского сукна, – рассказывает Панкратов. – Подобрать ткань для наших кафтанов помогли в Государственном историческом музее – стопроцентная шерсть, им уже по 13 лет, а выглядят вполне сносно. Сегодня полное обмундирование стрельца стоит порядка ста тысяч рублей, но большая проблема найти мастера, который сможет создать такие вещи.
В стрелецкое войско брали не каждого: нужна была порука от двух старших стрельцов, отсутствие обременений перед государством и судебных тяжб. Чтобы стать стрельцом сегодня, достаточно располагать желанием, временем и средствами.
Если вы хотите вступить в "Пятый стрелецкий Андрея Афанасьева приказ", который находится при СДЦ "Кентавр" на улице Бориса Галушкина, 25, звоните по телефону: 8(916)786-28-53, Алексей Владимирович. Дети до 18 лет принимаются только вместе с родителями.