Репортёр Metro училась писать уникальные картины невидимыми красками

На фестивале "Поп-Арт 2023. Русский стиль" в инновационном центре "Сколково" открылась выставка Елены Кутузовой. Репортёр Metro на несколько часов превратилась в подмастерье художницы, которая работает в технике двойного изображения
Репортёр Metro училась писать уникальные картины невидимыми красками
Елена Купцова
Я стараюсь максимально "перенять" технику Елены Кутузовой и наблюдаю за движениями её кисти.

В кромешной тьме неоновыми огнями светились виды Москвы, портреты девушек, напоминающих японских гейш, Фрида Кало, ирисы... Включился свет: на мольбертах стояли вроде бы те же самые картины, но ни на одной из них нет того, что я видела минуту назад. Там, где был нарядный Московский Кремль, рыбные мануфактуры и кирпичные дома, теперь изображено облачное небо. Подошла почти вплотную к полотну: белые, нежно-розовые акриловые краски в некоторых местах положены сверх меры – вот-вот получится отщипнуть кусочек от кучевых облаков, как от сладкой ваты. Но от предыдущего пейзажа даже не осталось следов. 

Те самые облака, на которые я обратила внимание.
Елена Купцова
Те самые облака, на которые я обратила внимание.

– Тут же было другое! – вслух удивилась я. 

– Это были люминофоры. Для обычного света они невидимы. А под ультрафиолетом – пожалуйста. Смотрите, у каждого холста прикреплена светодиодная лента с лампой УФ-излучения. Сейчас покажу, – объяснила художница Елена Кутузова, единственная в мире работающая в технике двойного изображения с применением люминофоров. И выключила свет: картины снова сияли под фиолетовым лучом лампы сюжетами, которые я видела ранее. 

"Вот бы ими порисовать", – замечталась я про себя.

– Люминофоры – это вещества, которые преобразуют поглощаемую энергию в свет. Каждую краску я изготавливаю сама, прямо перед работой. Потому что в зависимости от материалов и поверхности, с которой я буду работать, выбирается связующее, пигмент и люминофор, из которых состоят краски. Чтобы добиться этого невидимого, точнее, прозрачного состава, мне понадобилось более пяти лет экспериментов и исследований. К слову, они продолжаются и сейчас. У меня есть огромная таблица: каждому оттенку краски присвоен номер, написано связующее, как повела себя люминесцентная краска.

– Так вы химик? – не унималась я. 

В темноте под УФ-лампой облака превратились в Москву.
Елена Купцова
В темноте под УФ-лампой облака превратились в Москву.

Елена улыбнулась и замахала руками: никакого отношения к науке она не имеет, она не с самого начала писала светящимися красками, знакомство с ними произошло совершенно случайно. На одной из первых выставок художницы в книге отзывов и предложений некий посетитель написал: "Ваша выставка очень интересная, я хочу с вами познакомиться. Я химик и занимаюсь люминофорами". 

– Так мы познакомились. Мы дружим уже 20 лет и вместе запатентовали новую технику, – вспомнила Елена и вдруг резко обернулась на посетителей. – Мне нужно подготовиться к мастер-классу!

Художница бросилась поправлять освещение, двигать мольберты, искать волонтёров, чтобы выставить стулья, а я за ней. После моих бесчисленных предложений помощи и просьб о живом участии Елена всё же сдалась.

– Тогда сегодня вы станете моим подмастерьем. Я сама скажу, когда мне помочь, – отчеканила мастер и ушла за люминесцентными красками, палитрой и фартуком. 

Я не могла поверить своему счастью – я буду рисовать с великим мастером! И совсем не заметила, как все стулья заняли, а Елена встала у холста, на котором акрилом уже были нарисованы три танцовщицы. 

– Что будем рисовать? Давайте что-нибудь простое, например цветы, – обратилась Елена к залу, пока клала краски на палитру. 

Точными взмахами кисти начали появляться стебли. Затем, не отрывая взгляда от полотна, художница набросала очертания бутонов. 

УФ-лампы уже встроены в мольберт. Без них Елена не сможет рисовать краской с люминофором.
Елена Купцова
УФ-лампы уже встроены в мольберт. Без них Елена не сможет рисовать краской с люминофором.

Ничего, кроме листка, на котором были напечатаны вопросы для интервью и красной ручки, у меня не оказалось, поэтому пришлось обходиться чем есть. Моя ручка стала кисточкой, а каждый совет Елены – указанием к действию. Тут мастер вручила мне свою кисть, палитру и разрешила нарисовать новые цветы или листья к уже написанным. С замиранием сердца я согласилась, но места для цветов почти не осталось, рисовать только листья не хотелось. Я изловчилась и принялась рисовать маленькие ирисы под большими. Но, как ни старалась, не залезть на другой ирис не получалось. 

– А вы сможете переделать картину, если я её испорчу? – робко поинтересовалась я.

– Нет. Мои краски нельзя перекрыть, стереть, так что права на ошибку нет, – предупредила меня художница и забрала кисть. 

"Рисовать люминофорами мне ещё рано", – решила я про себя. Отточить своё мастерство, к сожалению, не получится: таких красок нигде не купить, поэтому придётся тренироваться на светящемся акриле. 

Изучаю, как идёт на тень на ирисах Елены, и пытаюсь перерисовать.
Елена Купцова
По словам Елены, картины вешать нельзя, потому что ультрафиолетовые лампы сложнее устраивать на плоской поверхности.
Елена Купцова
Одна из самых любимых работ Елены – слева, портрет девушки, поначалу напоминающей героиню картины "Рождение Венеры". В темноте девушка превращается в Фриду Кало.
Елена Купцова
Я рисую свой первый ирис люминофорами. Посмотрите, как светится!
Елена Купцова
Магия происходит буквально у вас на глазах: в темноте под ультрафиолетом краски светятся и на палитре, и на холсте.
Елена Купцова
Изучаю, как идёт на тень на ирисах Елены, и пытаюсь перерисовать.1/5