Репортёр Metro столкнулась с Цветаевой прямо в дверях в её доме-музее в Борисоглебском переулке

8 октября, в день рождения Марины Цветаевой, в её образ попыталась вжиться актриса Елизавета Арзамасова
Репортёр Metro столкнулась с Цветаевой прямо в дверях в её доме-музее в Борисоглебском переулке
Елена Купцова.
Кстати, свой день рождения Марина Цветаева отмечала обычно 9 сентября – в день поминовения Иоанна Богослова.

В Доме-музее Марины Цветаевой загадочно, таинственно и немного жутко... Полумрак, струящийся синеватый свет. По скрипучей старинной лестнице поднимаюсь на второй этаж и – отпрыгиваю! Прямо навстречу мне из дверей выходит... она, хозяйка квартиры.

А я, разглядывая старинную мебель, примерилась было на её сундуке подремать – спали же на сундуках когда-то няньки там разные, приживалки, а теперь вот... журналисты! Ну и телефон старинный, цветаевский, шаловливые ручонки потянулись потрогать (хотя там табличка висит специально для таких, как я). На миг представила, как М. И. – так поэтесса подписывала письма близким, разговаривает по этому телефону с Волошиным или Блоку звонит в Питер, а его дома нет, и в трубке длинные гудки... В образе Марины Цветаевой актриса Лиза Арзамасова. Она не играет – живёт в нём, как говорит её мама Юлия, которая находится поблизости. 

– Меня в этот образ с под росткового возраста "погружали" её стихи, – рассказывает актриса. – Немудрено быть немного похожими внешне. 

Как рассказала Лиза, ей хотелось хотя бы немного приблизиться к внутреннему состоянию Цветаевой, понять, что она чувствовала, что переживала. 

Она становится у камина с книгой в руках и начинает читать нараспев стих, по свящённый актёру Юрию Завадскому: 

"Вы столь забывчивы, сколь незабвенны. 

– Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! 

Сказать ещё? – Златого утра краше! 

Сказать ещё? – Один во всей вселенной!"

По словам Елизаветы, во многом ей помогли понять свою героиню стены дома, личные вещи, да и сама атмосфера квартиры. 

– Сближение произошло через время и расстояние, – говорит Лиза. – Мне сегодня было хорошо и счастливо. И я не могу объяснить по чему. Смотрю на известный снимок Цветаевой с нежностью: "Ах, Вы похожи на улыбку Вашу". 

Лиза бросает долгий взгляд на портрет Марины Ивановны, который, кстати, единственный из всех её портретов написан маслом. 

Мы с фотографом ходим по дому на цыпочках – нещадно скрипит старинный пол. Телевизионщики, которые снимают Арзамасову – Цветаеву, делают зверские лица – у них запись (и я их понимаю). 

С первого этажа летят звуки рояля и доносится чей-то смех. Беспокойная тень мелькает и тут же исчезает. И кажется, а может, просто хочется в это верить, что настоящая хозяйка наблюдает за всеми нами и улыбается.

Что ещё можно увидеть в доме Цветаевой

ГОСТИНАЯ

Она была одним из люби- мых мест в доме. Здесь со- хранились резная мебель поэтессы, посуда и стол, за которым она писала стихи.

Гостиная.
Елена Купцова.
Гостиная.

ДЕТСКАЯ

В этой кроватке старшая дочь Цветаевой Ариадна спала редко. Зимой дети спали вместе с матерью – в доме было холодно.

Детская.
Елена Купцова.
Детская.

ШКУРА ВОЛКА

С ней любила играть дочь Ариадна, которая напишет об этом в воспоминаниях, – нравилось "потрогать волчьи клыки, зная, что он не укусит".

Шкура волка.
Елена Купцова.
Шкура волка.

КОМНАТА СЕРГЕЯ ЭФРОНА

Марина Ивановна пере- бралась в неё в 1919 году, когда жила в ожидании мужа из белой армии. Однако в этот дом Эфрон уже не вернётся.

Комната Сергея Эфрона.
Елена Купцова.
Комната Сергея Эфрона.

В ОЖИДАНИИ ОТЪЕЗДА

Цветаева с 1920 года ждала возможности эмигрировать. Часть мебели она распродала, другая часть – в упаковках, ожидала своих новых хозяев.

В ожидании отъезда.
Елена Купцова.
В ожидании отъезда.