Москва – Барыбино – Губкин – Белгород. Незамысловатый маршрут в приграничную территорию я преодолел вместе с волонтёром из Москвы. Его зовут Алексей, он глава многодетной семьи, бизнесмен и широкой души человек, у которого есть ответы на все вопросы и тысяча историй на все случаи жизни. Именно он стал моим персональным куратором и познакомил меня с идейным вдохновителем и организатором волонтёрского центра Сергеем Скрипкиным.
С чего всё начиналось
– Впервые на приграничную территорию я приехал в апреле, – рассказывает Сергей. – Поставил на обочине мангалы и казаны, в которых готовил шашлык и шурпу. Получился этакий ресторанчик. Всю еду я раздавал проезжающим мимо бойцам. Однажды, уехав на закупку продуктов, подумал: "Как же там пацаны без меня?.." И в тот момент я понял, что нужен здесь постоянно.
– В одной из публикаций местных СМИ я узнала, как Сергей практически в одиночку помогает нашим ребятам, – добавляет PR-координатор проекта Ксения из Краснодара. – Связалась с ним, предложила свою помощь. Мы создали Telegram-канал, из которого об этом пункте питания узнали неравнодушные россияне.
Прошло немного времени – и ресторанчик на обочине попал в поле зрения губернатора Белгородской области. Он приехал, пообещал место и выделил во временное пользование кафе в приграничной зоне.
– Чуть позже, когда наши войска активно двигались на Харьковском направлении, мы пошли за ними и поставили палатку недалеко от линии фронта, – рассказывает Ксения. – А потом, когда по тактическим соображениям пришлось отступить, бойцы помогли нам перебраться на нынешнее место. Здесь мы сняли дом, построили склад, организовали кухню и столовую, в которой ежедневно кормим бойцов. Во дворе у нас стоит большой шатёр. Его нам подарил актёр Сергей Пускепалис. 24 сентября он должен был приехать к нам, чтобы готовить шурпу и плов, но, к сожалению, случилась трагедия, его не стало (Сергей Пускепалис погиб в автокатастрофе 20 сентября 2022 г. – Прим. ред.). В общем, получилось так, что из шашлыков на обочине мы превратились в многофункциональный волонтёрский центр, в котором каждый солдат может рассчитывать на горячую еду и тёплую одежду.
Ежедневно сюда приезжают десятки бойцов из Волновахи, Донецка, Луганска, Херсона. И это несмотря на то, что расстояние порой бывает не близкое.
– На "передке" о ресторанчике знают почти все, – делится с Metro артиллерист из Москвы. – Сюда мы каждый раз приезжаем как домой, как к родителям.
Для меня все бойцы как мои дети. И в "Ресторанчике" мы хотим, чтобы они ощутили домашнюю обстановку. Мы им сразу говорим: "Пока не покушаете – "гуманитарку" не дадим. Сергей Скрипкин, организатор "Ресторанчика для наших ZVO"
Как устроены будни волонтёра
Я приехал на "базу" в районе 10 утра, а здесь уже кипела жизнь – на улице готовилась очередная партия шурпы и шашлыков, на кухне чистили картошку и лук, мыли посуду, а на складе вовсю сортировали только что полученные посылки и собирали "гуманитарку" для очередных солдат.
– А вы будете нам помогать? – услышал я женский голос.
– Конечно! – ответил я, хотя понятия не имел, что мне придётся делать.
Через пять минут я уже чистил и потрошил огромных замороженных карпов, из которых повара хотели сделать котлеты. Много позже, когда надо мной сжалились и позвали попить чай, одна из женщин сказала, что в доме есть сломанная табуретка... По интонации я понял, что этот предмет интерьера имеет важное стратегическое значение, поэтому я просто обязан его отремонтировать! Когда я искал шуруповёрт и саморезы, задорный женский голос меня спросил:
– А вы наш новый волонтёр?
– Так точно! Временно исполняю обязанности! – рапортовал я.
Разговорились. Моей собеседницей оказалась Олеся из Москвы. Оказалось, что уже полгода она ездит сюда почти каждые выходные.
– В пятницу, после работы, сажусь в поезд – и на "базу". В воскресенье обратно. А в понедельник уже жду конца недели, чтобы вновь вернуться сюда.
– Зачем?!
– Не могу оставаться равнодушной. Наш общий долг – помогать, – не задумываясь отвечает Олеся.
Москва, Питер, Челябинск, Калуга, Белгород – это лишь малая часть городов, жители которых регулярно приезжают сюда, превращаясь из бизнесменов и банкиров в обычных волонтёров. А ещё здесь принято обниматься! И, скажу честно, нужно видеть лица бойцов, когда их обнимают волонтёры... Даже меня, человека довольно сурового, эта картина категорически растрогала.
Там тоже кто-то должен быть
Запомнился один момент. Я готовил шашлык и общался с одним из местных волонтёров. В этот момент из столовой вышел боец в балаклаве, каждому пожал руку и поблагодарил за еду.
– Оставайся здесь! – шутливо предложил волонтёр.
– Не могу. Там тоже кто-то должен находиться, – ответил он, указав головой в сторону дороги, ведущей на Харьков.