Брали аптечку, сменку и животных
Детский лагерь имени 28 героев-панфиловцев в деревне Дубосеково находится рядом с одноимённой ж/д станцией. Десять минут спокойным шагом – и вот уже забор с флагами, а за ним – аккуратные здания в окружении леса. Чистый воздух, детские и спортивные площадки, небольшой стадион... Только вместо детской смены в лагере сегодня живут донбасские беженцы: женщины, дети, кошки и собаки. Мужчин нет – в Донбассе мобилизация.
Заместитель руководителя лагеря Кирилл Курлов проводит для меня небольшую экскурсию. "Для беженцев мы выделили три трёхэтажных корпуса, а здесь у нас столовая, спортзал, кинозал и досуговый центр", – указывает он на отдельное здание. С Кириллом то и дело здороваются проходящие мимо люди, кто-то останавливается, чтобы задать вопрос, а кто-то – просто перекинуться парой слов.
Сейчас в лагере 217 беженцев из Донецка, Луганска, Горловки, Енакиево, Волновахи, Мариуполя и других городов. В спешке люди брали с собой только документы и самое необходимое – аптечку, смену белья и любимых питомцев, которых не с кем было оставить. Всё остальное получили вместе с гуманитарной помощью.
– Я приехала с дочерью, сыном и котом, – рассказывает Надежда Кисенкова из Енакиева. – Мы уже раз пережили войну в 2014-м, после этого сына пришлось долго водить к психологу, поэтому я решила больше не испытывать судьбу. Нас здесь встретили как родных: накормили, поселили и всем обеспечили. Детям выдали тетради, канцтовары, рюкзаки и новенькую форму, чтобы они могли пойти в школу. Потом к нам приезжали медики, соцработники, из банка – оформить карты для пособий, из отдела образования, из миграционной службы. Даже ярмарка вакансий приезжала, так что некоторые беженцы нашли работу и уехали.
Есть и школа, и детский сад
По словам Кирилла Курлова, беженцам стараются предоставить максимальную свободу: они ходят по магазинам, занимаются спортом, ездят в Москву, кто-то уже работает. Для малышей на территории лагеря организовали детский сад, со школьниками волонтёры по вечерам делают уроки.
По заасфальтированным дорожкам прогуливается с коляской многодетная мама из Горловки. Марина долго не решалась уехать в эвакуацию с тремя детьми, но муж настоял.
– Было очень страшно, я думала, что не справлюсь, но в лагере мне здорово помогают. Старший сын ходит в школу, средний – в детский сад, а младшая дочка со мной, – кивает она на коляску. – Детское питание дают, пелёнки, памперсы. Я даже нахожу время, чтобы заниматься репетиторством по английскому, образование позволяет.
Если бы я так не переживала за мужа – он у меня пожарный – и за маму с бабушкой, с которыми давно нет связи, всё было бы совсем замечательно. Марина, многодетная мама
Мариупольцы хотят вернуться домой
Некоторые из беженцев после окончания военных действий хотят устроить свою жизнь в России, но большинство всё же рассчитывают вернуться домой.
Нина вывезла из Мариуполя сына, маму, бабушку и собаку. Ехали на свой страх и риск, привязав к зеркалам машины обрывки белой простыни.
– Выехали в 6 утра 18 марта, после того как в соседний дом прилетел снаряд, а сын, убегая от обстрела, упал и сломал руку, – вспоминает она пережитое. – В Москве ему сделали операцию, поставили пластину, сейчас он в санатории. Сегодня мне из Мариуполя дозвонилась сестра, их дом разрушило снарядом, но все остались живы, а наш дом вроде как уцелел. Правда, бабушкина квартира сгорела, мы пока не стали ей об этом говорить. Как только сын поправится, вернёмся домой: начинать жизнь в другой стране с нуля я не хочу, пусть даже там клочок земли остался, но я знаю, что он мой. Родной дом ничем не заменишь.