Полковой музей — понятие сегодня практически исчезнувшее. Однако в Русской императорской армии такой музей был у каждого воинского полка.
— Появлялись они стихийно, — рассказала Metro экскурсовод Государственного исторического музея Лаура Аргун. — Сначала знамёна, награды или, например, мундир погибшего военного хранились в полковом храме, потом всё это переместили в возникшие Институты офицерских собраний. А где-то в 1880-е годы начали организовывать полковые музеи со столовыми и библиотеками.
После Октябрьской революции, в 1923 году, все полковые коллекции поместили в специально созданный Военно-исторический музей, который через три года расформировали и передали его собрание в ГИМ. Так здесь оказалась огромная коллекция артефактов из русских полковых музеев.
В постоянной экспозиции музея эти вещи не увидишь, кроме портрета Александра I. Между тем предметы здесь поистине драгоценные — для их создания привлекали лучших живописцев, ювелиров, художников по металлу. И, конечно, портных: посетители "зависают" возле большой витрины с военными мундирами русских императоров, каждый из которых был шефом (то есть покровителем) какого-то полка. Россия всегда была воюющей державой, так что мундиры были у каждого из самодержцев, включая женскую часть династии. Даже Екатерина II в дни дворцового переворота облачилась в кафтан подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка и нашила на него тканевую звезду ордена Андрея Первозванного, чтобы показать, что она не только глава государства, но и шеф полка.
— Николай I мундиры очень любил, у него их было несколько: придворный, бальный и даже домашний, — рассказывает Лаура Аргун, показывая на алый бальный мундир царя.
Все военные кафтаны, включая тот, который носил двухметровый Пётр I, поражают осиными талиями. Всё дело в том, что мундиры сделаны из обработанной шерсти — сукна, которое за 200-300 лет усыхает, делая одежду меньше на 2-3 размера.
Каждый предмет на выставке наполнен смыслом: за одним — человеческая судьба, за другим — героическая история воинской части. Вот принявший 36 пуль летний китель бывшего губернатора Екатеринославской губернии Фёдора Келлера, который не мог оставаться "мирным губернатором в тылу, когда потоками лилась кровь" и долго добивался своей отправки на фронт русско-японской войны 1904 года. А вот серебряный церемониальный молоточек для прибивания знамени к древку: чинить его можно было только с разрешения императора. За всеми этими вещами — многовековая история славы русского оружия и огромного уважения к нему.