Большую роль в защите и изучении редких птиц играют особо охраняемые природные территории. На базе некоторых из них созданы специальные птичьи питомники.
Журавлиная верность
Станция реинтродукции при Хинганском заповеднике в Амурской области занимается выпуском в дикую природу редких видов журавлей.
— Птицы, которых мы выпускаем, успешно приживаются, создают пары, приносят потомство. Есть на нашей станции и старожилы. К примеру, самому взрослому японскому журавлю по кличке Гонгор 35 лет. Его передали нам для создания родительского поголовья из Московского зоопарка. Пару журавлю мы подобрали, но, к сожалению, самка Архара, попавшая к нам из дикой природы со сломанным крылом, оказалась бесплодной. Мы предлагали Гонгору других "подруг", но он оказался верен свой избраннице. В итоге эта пара стала прекрасными приёмными родителями. Мы подкладывали им в вольер оплодотворённые яйца, и журавли выводили птенцов, — рассказывает Metro ведущий зооинженер Хинганского заповедника Надежда Кузнецова.
В Хинганском заповеднике зафиксированы случаи создания пар выпущенных журавлей с дикими сородичами и их успешного размножения. Например, для японского журавля по кличке Бомнак подтверждена успешная миграция с 2019 года на зимовку в Китай, гнездование в паре с диким журавлем на территории Хинганского заповедника. За четыре года эта пара успешно вырастила 7 птенцов.
Весной этого года сотрудники станции планируют выпустить в природу девять японских журавлей и одного даурского.
Трубит на весь посёлок
В Окском заповеднике отмечает свой 45-летний юбилей серый журавль Брыка, названный в честь посёлка Брыкин Бор, где расположена центральная усадьба заповедника.
— Мы рады, что, несмотря на почтенный возраст, Брыка активен и радует своим трубным голосом жителей посёлка и наших гостей. По сути, с его появления на свет и начались работы по созданию нашего питомника, — говорит ведущий научный сотрудник, заведующий питомником редких видов журавлей Кирилл Постельных. — Брыка и его брат Кроша вылупились из яиц, найденных в окрестностях Окского заповедника. Кроша сейчас живёт в Пермском зоопарке, а Брыка создал пару в нашем питомнике — его подругу зовут Мона.
В Окском заповеднике также занимаются сохранением белых журавлей — стерхов. За время существования питомника на волю выпустили 199 особей. Здесь пытаются восстановить западносибирскую популяцию стерхов. Её численность в дикой природе находится в критическом положении и не превышает 20 особей. Эти птицы обычно откладывают по два яйца, но выращивают только одного птенца. Поэтому учёные собирают оставшиеся яйца, привозят их в питомник, выращивают журавлей и впоследствии выпускают их на волю.
Бородач делает "кусь"
В Дагестанском заповеднике проходят реабилитацию раненые птицы, найденные и принесённые в питомник сердобольными людьми либо изъятые у местных жителей надзорными органами. Так, в 2016 году в одном из вольеров поселился бородач. Его забрали у жителя Дагестана. Бородач не умел летать и в дикой природе не выжил бы, поэтому его оставили на "постоянку".
— Он быстро освоился и привык к кормящим его инспекторам. Были у него и "любимчики", при появлении которых бородач кусался, — делится подробностями специалист по экологическому просвещению Дагестанского заповедника Марьям Магомедова. — В 2018-м бородач переселился в новый вольер вместе с другими хищными птицами. Поначалу не обходилось без стычек, но вскоре пернатые поделили территорию и успокоились. Бородач повзрослел, окреп и сменил свой окрас с тёмного на светлый.