В состав участников экспедиции вошли 15-летний Рахман Апаев (протез голе- ни), 17-летний Арби Исаев (парное протезирование голени) и 21-летний Паша Трофимов (ампутация верхних конечностей). Для ребят это первый опыт восхождения на такую серьёзную гору, но физподготовка у них отличная: они играют в футбол, хоккей, катаются на сноуборде и горных лыжах.
Крутили пальцем у виска
Парни прошли акклиматизацию в Приэльбрусье и поднялись на канатке до приюта (3800 м), чтобы оттуда отправиться на штурм вершины. Но погода, как это часто бывает в горах, внезапно испортилась. Вокруг сверкало, гремело, склоны затянуло "молоком" – на расстоянии вытянутой руки ничего не было видно.
У Павла не оставалось резервных дней, поэтому вместе с гидами они решили предпринять попытку восхождения, но без Рахмана и Арби. Они пойдут, когда установится "погодное окно".
– Многие крутили пальцем у виска, мол, вы сумасшедшие, – рассказывает Metro Паша. – Мы были единственной группой, кто рискнул в эту ночь выйти на штурм вершины. Попали под град, дождь, снег. Даже немного поймали заряд грозового облака – когда оно проплывало над нами, у нас трещали часы.
Те, кто бывал на Эльбрусе, обычно знают, что происходит при резких перепадах температуры и сильном ветре. Одежда и снаряжение покрываются ледяным инеем – всё это выглядит как в каком-нибудь фильме-катастрофе про выживание.
– Все прелести восхождения я испытал в полной мере. Но очень кайфанул от этого, – признался Паша. Обычно альпинисты используют трекинговые палки, чтобы увеличить площадь опоры, плюс ледоруб, чтобы "зарубаться" на крутых и обледенелых участках. У Паши же не было ни того ни другого. Только сила воли и яростное желание достигнуть цели.
Он был вынужден остановиться на высоте 5100 м. В таких нечеловеческих условиях это был максимум не только для Паши, но и для любого другого человека, рискнувшего в эту ночь отправиться на штурм вершины.
"Самым сложным было контролировать одышку. Воздух на высоте разрежённый – им особо не надышишься. Ощущений добавляли ветер, град и снег, бьющий в лицо, – будто тысячи иголок вонзаются в кожу". Рахман Апаев, покоритель Эльбруса
Не мог ни плакать, ни кричать
Арби и Рахман в сопровождении гидов вышли на маршрут следующей ночью. И это тоже была борьба со стихией, которая отбирала силы быстрее крутых склонов.
"Личный Эверест" Арби оказался чуть ниже вершины. Чтобы он смог безопасно спуститься, его развернули на высоте 5450 м.
– Самым непростым был участок от так называемой седловины. Сил не оставалось, но при такой огромной поддержке и мотивации боль не ощущается, чувствуется только предвкушение победы, – рассказал парень.
Рахман последние метры шёл на "автопилоте".
– Добравшись до вершины, я испытал, наверное, все эмоции, которые может испытать человек. Сначала мне хотелось плакать, но я вспомнил, что джигиты не плачут. Потом захотелось кричать, но на это не было сил, – описал свои ощущения Рахман. – Сейчас меня переполняют гордость и уважение к самому себе. В процессе восхождения возникали разные мысли: то нога болит, то голова болит, то дышать тяжело, но, вспоминая, ради чего мы всё это затеяли, я понимал, что это смешно. Кроме того, я ещё в 2019 году обещал своим близким, что я поднимусь на самую высокую точку Эльбруса и станцую там лезгинку. И я сделал это!