В рамках конкурса игрового кино XXXII фестиваля российского кино "Окно в Европу" показали фильм "Особенности национальной больницы", снятый по последнему сценарию Александра Рогожкина "Волонтёр" режиссёром Станиславом Светловым. Кстати, первый фильм Александра Рогожкина из этой серии – "Особенности национальной охоты" – почти 30 лет назад (в 1995 году) получил главный приз выборгского кинофестиваля.
Как и во всех предыдущих фильмах знаменитой киносаги, в центре сюжета здесь находится иностранец, который попадает в непонятную и дикую для него среду русского быта. Но на сей раз это не финн, а немец Вернер Мюллер (Карл Филлип Бенцшавель), приехавший в Санкт-Петербург преподавать в гимназии. Но для устройства на работу ему требуется медицинская справка, которую ему обещает дать санитар неврологического отделения Антон Штейн (Алексей Розин), но с условием, что тот поработает один день санитаром-волонтёром у них в больнице, иначе говоря, побудет мальчиком на побегушках.
Прямо с порога юноша попадает в настоящий дурдом. По коридорам на электрическом инвалидном кресле разъезжает "агент штази" Иванов (Василий Кортуков), другой тревожный пациент (Олег Рязанцев) ведёт бесконечные "деловые переговоры" по телефону, который оказывается калькулятором, третий, блаженный (один из ветеранов "Особенностей", актёр Виктор Бычков), любуется "фресками" Рафаэля и Леонардо да Винчи, которые ему видятся на осыпающемся потолке. Не менее странно ведёт себя персонал: медсёстры пляшут вокруг какого-то кудрявого пациента в коме под песню "Я на тебе никогда не женюсь", уверяя, что это звезда русской эстрады Аркадий Укупник, бабульки-нянечки крестятся, услышав немецкую речь, и все поголовно боятся и ненавидят некую Мымру, которая оказывается завотделением со сложно произносимыми именем и фамилией – Римма Георгиевна (Виктория Исакова).
По счастливой случайности в напарниках у Мюллера оказывается молодой оболтус Виктор, прекрасно говорящий по-английски и постоянно подшучивающий над европейцем. А немец, похоже, знает все языки, кроме русского. Но что не менее удивительно, среди врачей и пациентов тоже оказывается немало полиглотов.
Кстати, дурдом это всё напоминает неспроста. Как рассказал режиссёр после показа фильма, съёмки действительно проходили в нескольких психиатрических больницах Санкт-Петербурга, поскольку "именно там сохранилась та старая натура, которая соединяет в себе множество эпох".
"Некоторые из этих лечебниц были построены ещё до революции, существовали в советское время и сейчас прекрасно функционируют, – рассказал Светлов. – И вот из них у нас получилась одна больница как такой образ вневременного пространства и в каком-то смысле образ страны".
В оригинальном сценарии Рогожкина главным героем был тоже немец, но создатели фильма сначала думали над другими вариантами: "вернуть финна", сделать героя французом или даже эфиопом. "Но решили всё-таки, что немец всегда был для русского человека антиподом: где немецкая организованность – там русская расхлябанность, где немецкий педантизм – там русское "авось". И чтобы показать эту "разность", немец работает здесь идеально", – поделился Светлов.
На долю Вернера или "агента Мюллера", как называет его "штази" Иванов, за один день выпало много приключений. С Виктором он даже успел узнать, как можно "подхалтурить" на скорой, и научился делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца под песню Укупника.
И что удивительно, оказавшиеся среди первых зрителей фильма профессиональные врачи (целая бригада реаниматологов) констатировали: песня Укупника "Я на тебе никогда не женюсь" – идеальный ритм для проведения непрямого массажа сердца, поэтому всем стоит взять это на вооружение.
Самому немецкому актёру в России впечатлений тоже хватило. "Он попал в иную культуру, в иную страну, для него это было всё как на другой планете. Все пытались его постоянно напоить, но он крепко держался, – рассказал режиссёр. – Но самый интересный момент произошёл с ним, когда в процессе съёмок он заболел ветрянкой. И пришлось ему всю эту медицинскую "Одиссею" пройти самому. Он три недели сидел на карантине и тогда, наверное, точно познал русскую душу".