Для коллектива из Восточной Сибири это первый финал за 37 лет клубной истории. Metro обсудило грядущие матчи и своеобразие женского хоккея с капитаном "Бирюсы" Оксаной Митрофановой
Как вы попали в женский хоккей?
– Мой папа играл в любительской лиге, а брат стал профессиональным хоккеистом. Я уже в 5 лет выходила с ним во двор в родном Воскресенске и махала клюшкой. Кстати, брат не любил, когда я играла с пацанами. Я всё-таки девочка, совсем маленькая. А я говорила: "Не, дай поиграю!"
Однажды он меня поставил в ворота и во время игры зарядил шайбой в глаз. Я пришла домой вся заплаканная, глаз опух. Родители разозлились: "Больше на площадку не пойдёшь!" Но я не прекратила играть. Вообще, с детства не боялась боли, везде лазала, прыгала в компании пацанов.
В вашем городе была секция по женскому хоккею?
– Нет. Меня повели к мальчикам. Год тренировалась с ними, а потом в Воскресенске открылась женская команда. Естественно, я пошла туда. До 14 лет играла одновременно и за пацанов, и за девчонок. Потом меня отправили играть с мальчиками, которые на 1–2 года младше. Одно время даже была лучшим бомбардиром. Но, когда там стали разрешать силовую борьбу, тренер сказал: "Мне за тебя страшно". Я снова стала играть за девчонок, а вскоре попала в профессиональный клуб.
Регламент в женском хоккее сильно отличается от мужского?
– Тактика и там и там одна. А вот в плане техники... Мы чуть медленнее соображаем, у нас ниже скорости. Хотя те девочки, которые тренировались с пацанами, хорошо оснащены технически. Правила такие же, как у мужчин, только силовая борьба запрещена – толчок в борт, плечо в плечо и так далее. Сразу будет удаление.
До драк у девчонок доходит?
– Бывает, особенно в плей-офф. Сейчас в 1/4 финала с "Торнадо" наша девочка толкнула соперницу, и всё закончилось дракой. Сошлись три на три. А два года назад на меня одна хоккеистка накинулась. Схватила за маску и швырнула её на лёд. В этот момент мне кричали: "Не дерись! Тебя дисквалифицируют, а впереди плей-офф!" В итоге я просто стояла и не сопротивлялась. Той хоккеистке потом присудили два матча дисквалификации и денежный штраф.
Этот сезон – поистине прорывной для вас. Вы выиграли золото Спартакиады и с 36 голами стали лучшим бомбардиром ЖХЛ. Откуда такая прыть?
– Раньше я была ещё совсем молодая. Но из года в год старалась набирать больше очков, получала необходимый опыт. Мне стали давать больше игрового времени. Брат тоже подсказывал. Благодаря ему и тренерам я выстрелила.
Тем не менее полуфинал с нижегородским "Торпедо" вышел непростым.
– Да, они заняли второе место в "регулярке". И начало полуфиналов у нас не задалось, проиграли. Но потом сплотились и вытянули серию – 3-1. Уверена, финал будет ещё более упорным. Ни мы, ни динамовцы ещё не были чемпионами, хотя они в прошлом году играли в финале. В этом плане у соперника больше опыта. Зато в "регулярке" мы у "Динамо" выиграли почти все матчи. Понятно, плей-офф – это совсем другое. Но фаворитов нет. Мы набрали форму и будем биться. Кровь, пот – всё останется на льду.
В "Бирюсе" есть забавная традиция – надевать на лучшего игрока матча розовую шапку. Кто это придумал?
– Раньше мы вручали лучшему сибирский амулет с пёрышками. Но тренерский штаб решил что-то поменять. Мы тогда играли в Питере. Зашли в магазин и увидели там розовую шапку. Решили, что раз мы девушки, розовый цвет нам к лицу: отпороли на шапке лишнее и пришили клубный логотип. Мы её вручаем только после побед. Когда проиграли, у нас нет лучших. Кстати, после решающего матча с "Торпедо" мы всей командой решили, что шапки достоин главный тренер.
Александр Ведерников производит впечатление сурового наставника. Каков он на самом деле?
– В плане работы он строгий, требовательный. Но вне хоккея – обычный человек. Может поговорить с тобой по душам, посмеяться. Если отчитывает, то всю команду. Никогда не переходит на личности. Он уже 12 лет тренирует "Бирюсу", строил команду с нуля, не раз брал с ней бронзу. Александр Юрьевич всегда мечтал, чтобы мы вышли в финал, и вот добился этого. Но, чтобы он гордился нами в полной мере, надо завоевать золото.
После выхода в финал тренер дал команде два выходных. Как провели их?
– Ходила на радио, телевидение – сейчас к нам уже больше внимания. Ну и просто отдохнула, погуляла, попарилась в бане. Вообще, когда устаю, люблю полежать дома, сериальчик включить, книжку почитать.
Что сейчас читаете?
– Любовные романы канадского писателя Эля Кеннеди. Там про юных хоккеистов, которые учатся в колледже, гоняют шайбу и влюбляются.
Возвращение к тренировкам совпало с вашим днём рождения. Было время отметить?
– Нет, сейчас не до этого. Клуб подарил цветочки. Я принесла торт, съели его всей командой. Мы так всегда делаем. Разница в том, что летом именинницы приносят мороженое или арбуз.
Каковы ваши главные мечты – личные и спортивные?
– В этом году хочу прыгнуть с моста на тарзанке. Боюсь высоты, так что это будет полезный опыт. (Смеётся.) Что касается хоккея, мечтаю закрепиться в главной сборной, поехать на чемпионат мира и Олимпиаду. Надеюсь, что вся эта история с отстранением скоро закончится, я буду везде ездить и завоёвывать медали для России.
За кого болеете в мужском хоккее?
– В ВХЛ за тюменский "Рубин". Там играет мой брат Алексей Митрофанов, он двукратный чемпион лиги. Кстати, сейчас они встречались с нашим "Соколом" из Красноярска в четвертьфинале, и "Рубин" победил. Только не спрашивайте, за кого я болела, – за красивый хоккей! (Улыбается.)
А в КХЛ симпатизирую ярославскому "Локомотиву" и московскому "Динамо". НХЛ? Конечно, "Вашингтон"! Там же Овечкин. Очень нравится его стиль игры, стараюсь равняться на него. Даже не сомневаюсь, что в следующем сезоне он побьёт рекорд Гретцки.
Когда-нибудь женский хоккей приблизится по популярности к мужскому?
– Мне неприятно такое разделение. Это олимпийский вид спорта, и не важно, кто в нём – парни или девушки. Между прочим, наши финальные матчи с "Динамо" будет показывать "КХЛ ТВ". Да-да, в прямом эфире. Люди включат, а там бац – женский хоккей. Посмотрите обязательно, он тоже очень интересный и зрелищный!