Аукционный дом "Литфонд" 16 июня впервые проведёт рок-аукцион. На торги будут выставлены артефакты, связанные с историей русского рока.
Первая (и довольно обширная) часть из них – это фотографии с концертов популярного советского коллектива "Поп-механика", который был основан музыкантом и композитором Сергеем Курёхиным в 1984-м году. Подробности о снимках накануне аукциона рассказал художник коллектива Сергей Чернов.
Фотография "Концерт "Поп-механики". Ленинград, 1980-е годы
– В 1988 году "Поп-механика" дала три подряд концерта в ленинградском ДС "Юбилейный". Это было невероятное шоу. На сцене находилось 350 участников. В первый день концерт посетили 15 тыс. зрителей, во второй день –12 тыс., в третий – 14 тыс. В конце 80-х жители Ленинграда в таком количестве приходили слушать авангард, – рассказал Сергей Чернов. – А в Москве у нас был запланирован концерт в Парке Горького вместе с театром "Лицедеи". Но на репетиции Сергей Курёхин разругался со Славой Полуниным, и мы в тот же вечер уехали. Обидно. Мы жили в гостинице "Космос". Помню, что недалеко от парка встретили кинорежиссёра Евгения Юфита и художника Владика Мамышева-Монро, одетого в костюм Мэрилин Монро (он так гулял по Москве). Мы позвали их на репетицию, но с репетиции нас развернули, Сергей сказал, едем обратно в Ленинград. Когда ехали в купе, Юфит рассказал, что он купил дом на Селигере в Осташкове. Сергей загорелся этой идеей, на следующий день поехал в Осташков и тоже купил там дом, по соседству. Полюбил ходить за грибами, и эти грибные вылазки вылились в передачу "Ленин – гриб" (сюжет передачи строится в виде интервью, которое у Курёхина брал журналист Сергей Шолохов, представляя собой, с одной стороны, попытку высмеять "сакральный образ" Ленина, а с другой - сатиру на псевдонаучные телепередачи и репортажи).
Фотография "Концерт "Поп-механики" в БКЗ "Октябрьский". Ленинград, 1990-е годы
По словам Чернова, неожиданным участником того концерта был советский певец Эдуард Хиль, сохранились его воспоминания: "...Я пришёл, был полный зал совершенно новых для меня людей. Такие экзальтированные, необыкновенно одетые. Не только молодежь, все поколения были: Курёхина уже знали и уважали. Он спрашивает: "Какую песню выбрал?" – "Это было недавно, это было давно" Вениамина Баснера”. – "Я хочу, чтобы ты не просто на сцене появился, а чтобы тебя вынесли четыре негра, будто они несут мумию". – "Хорошо, а во что мы будем заматываться?" – "Пока непонятно". Я пошёл в гримерку и увидел подходящие шторы. Мы их сняли и быстренько пустили в дело, проделали дырки для глаз и ушей. И вот настал момент, понесли меня. Смотрю, какие-то акробаты наверху вертятся, внизу кролики бегают живые. Играют арфистки, и одна из них совершенно голая! Но отступать уже некуда. Сергей Курёхин заиграл вступление, "негры" стали меня выпутывать из занавески, и я запел: "На вечернем сеансе…"
На заграничных гастролях нас сопровождали 2–3 человека из КГБ, для них это была возможность поехать с модными музыкантами. Везде нас очень хорошо принимали. И гонорары были большие. Приезжали из Ленинграда с копейками в кармане, а возвращались с валютой, однажды мне пришлось в милиции объяснять, откуда у меня шведские кроны. Перестроечный Ленинград – трудное время, но и счастливое, хватило всего, и страшно было, и радостно. Сергей Чернов
Майк Науменко пел в московском ДК, Виктор Цой – на квартирнике
Большинство лотов аукциона из собрания продюсера и журналиста Александра Кушнира. Многие из этих вещей – истории о преждевременно ушедших легендах.
Фотография одного из первых квартирников в Москве
Как рассказал Александр Кушнир, здесь Виктор Цой пытается выступать в "электричестве" и поёт в самый дешёвый микрофон в мире. Это было в середине восьмидесятых.
Концертная запись на магнитофонной катушке трёх знаковых альбомов группы "Кино": "45" (1982), "Группа крови" и "Последний герой" (1988–1989). Студия "Колокол", 1982–1989 годы
– В 1982 году группа "Кино" состояла всего из двух человек – Виктора Цоя и Алексея Рыбина. Музыканты не обладали широкой известностью, и возможность записать накопленный за три года материал получили благодаря содействию Бориса Гребенщикова. "Сорок пять" стал одним из первых рок-альбомов в Советском Союзе, на которых вместо настоящей ударной установки применялась драм-машина. Для создания требуемого звука, помимо акустических, электро- и бас-гитар, активно использовались флейта, виолончель и колокольчики. Тексты песен получились почти полностью лишёнными злободневности и каких-либо идеологических призывов – из-за преобладания в них позитива и лиричности дуэт музыкантов называли "новыми романтиками", – говорит Александр Кушнир.
Оригинальная запись рукой Майка Науменко списка композиций первого концерта группы "Зоопарк" в Москве 19 октября 1981 года
19 октября 1981 года в московском ДК "Москворечье" состоялся первый концерт группы "Зоопарк". В том же году вышел концертный альбом "Blues de Moscou", в который вошло 13 песен (на концерте было сыграно 20).
– Дебютный концерт "Зоопарка" в Москве прошёл на одном дыхании. Майк то пел, то рычал, то бойко анонсировал песни, отрепетированные в последние два часа. Он смотрел в зал и не верил собственным глазам: все шестьсот мест оказались заняты, – вспоминает Александр Кушнир.
Как чёрт из табакерки, Науменко выскочил на сцену и с ходу врезал "Странные дни" – под гаражный аккомпанемент "Зоопарка"…Люди стояли в проходах, толпились в дверях, сидели на полу у сцены, плотными кучками ютились с обеих сторон кулис... Из книги Александра Кушнира "Майк Науменко. Бегство из зоопарка"
Первый советский рок-самиздат журнал "Рокси" № 12, который основали Борис Гребенщиков и Николай Васин
В номере опубликованы интервью с Борисом Гребенщиковым, Андреем Тропилло, статья о Петре Мамонове и другое. "Рокси" выходил в Ленинграде с 1977 по 1990 гг, всего вышло 15 номеров.
– Сначала редакционным фотографом в "Рокси" работала Наташа Васильева, она же занималась распечаткой номеров. После обыска КГБ в её квартире и изъятия пишущей машинки редакцию и выпуск журнала взял на себя Борис Гребенщиков. "Рокси" под названием "Рок-бюллетень" стал фактически официальным органом Ленинградского рок-клуба, два его экземпляра официально хранились в библиотеке Ленинградского Межсоюзного дома самодеятельного творчества, – отметил Кушнир.