На выставке собраны редкие фотографии из семейного архива, исторические снимки Льва Толстого, дореволюционные издания музыкальных произведений Ференца Листа, медицинские инструменты начала века, женские аксессуары и одежда конца XIX – начала XX века.
Наталья Шаховская родом из древнего княжеского рода Святополк-Четвертинских. Она была хороша собой, прекрасно образована. Увлечённая и озорная, Наталья вышла замуж по любви за князя Дмитрия Шаховского, но счастливым брак не был. Жильё в Москве они снимали в арбатских переулках, часто путешествовали по городам Европы.
Единственная дочь, Надежда, когда ей исполнилось 18 лет, решила остаться в Риме: вышла замуж, как и её мама, по любви, но за археолога, не имеющего титула.
В Москве Наталья была дружна с доктором Гааз, который работал в Полицейской больнице. Туда привозили обездоленных, нищих, беспризорных, найденных полицейскими на улицах. После смерти Гааза и мужа, одиночество сильно огорчало Наталью. Она вступила в Никольскую общину и поселилась в палате Полицейской больницы, где работала так же, как и остальные.
С этого начался её большой путь в благотворительности.
– В 1865 году Наталья основала общину сестёр милосердия "Утоли моя печали", – рассказывает Metro Евгения Правдиковская, куратор выставки. – Дата указана во всех источниках. Правда, мы не считаем её верной. В тот год она с дочерью была в Риме. Предполагаем, что община основана позже, а в 1868 году её официально зарегистрировали.
В 1872 году Наталья покупает в Лефортове, на берегу реки Синички, около Главного военного госпиталя, участок земли с домом и начинает строить здания для общины. Каждый год территория увеличивается: земли докупаются, жертвуются. Община разрастается. Женщины, одетые в серую форму, борются с холерой и тифом, помогают нищим, ухаживают за немощными.
– Для Натальи Борисовны жизнь в общине была служением: жертвовать себя ближнему без остатка, – рассказывает Евгения. – Сначала желающие проходили период испытаний. Потому что работа эта, за которую не платили, была тяжёлой: ни выходных, ни отпусков, строгий распорядок дня. Смертность высокая. Врачей, лекарств и помощи не хватало. Наталья Борисовна делала всё, чтобы больные ни в чём не нуждались.
Дочь Надежда часто навещает маму со своими детьми – дочерью Елизаветой, или, как её звали, Лили, и сыном Димитрио. Маму она называла святой. В каждый приезд старалась помогать. Видя интерес дочери к благотворительности, Наталья дарит ей большую сумму, на которую Надежда в Риме открывает бесплатную амбулаторию на улице Морозини и старается выхаживать детей из бедных семей.
– Средняя дочка Надежды, Наталья, скончалась в два годика от менингита, – продолжает Евгения. – Надежда была убита горем, в дневниках писала: "Она пришла в этот мир, чтобы разбудить мою, спящую в счастливой жизни, душу. Я должна помогать бедным больным детям". И сначала вместе с другими благотворительницами открывает в Риме общество "Поддержка и труд", руководство берёт на себя. Они помогают бедным семьям находить работу. Следом начинает работать амбулатория La Scarpetta ("Туфелька"). В ней лечат детей из бедных семей. Кстати, она существует до сих пор – там бесплатный амбулаторный центр. Но Надежда из этого общества уходит. И уже благодаря финансовой помощи матери организует свою амбулаторию.
Чтобы покрывать текущие расходы, начинает давать благотворительные концерты на своей вилле Ланте. Надежда была настолько талантливой пианисткой, что ещё юной её игру увидел нелюдимый Ференц Лист, был очарован и взял в ученицы. А сварливый Вагнер, зять Листа, очень любил, когда она исполняла его произведения. Также Надежда на ярмарках и благотворительных аукционах продавала свои рисунки, шкатулки, которые сама мастерила, мебель. Но на этом
её благотворительная деятельность не ограничивается.
На вилле Ланте Хельвиги проводили литературно-музыкальные вечера, приглашали самых известных людей искусства, науки, политики того времени. Завсегдатаями салона были Пётр Чайковский, Фёдор Шаляпин, Ромен Роллан, Райнер Мария Рильке.
– Надежда и её дочка Лили были дружны с семьёй Льва Толстого. Летом 1887 года их познакомил князь Семён Абамелек-Лазарев, сосед Толстого в Ясной Поляне, – говорит Евгения. – Шаховская-Хельбиг и Толстой любили говорить на темы искусства, спиритизма, гипноза, учения Шарко. Существует предположение, что "Крейцерову сонату" Толстой написал под влиянием фортепианной игры Надежды. Именно она познакомила итальянцев с идеями Толстого-философа: будучи его ярой поклонницей, всячески пропагандировала их на встречах кружка "Союз добра". Он объединял людей с различными общественными интересами.
Наталья Шаховская до конца своих дней руководила общиной, там же она и похоронена. Здания общины частично сохранились, и дело её живёт: это корпуса на территории Городской клинической больницы № 29. В особняке справа было здание общины, где она жила, теперь там частная клиника. А амбулатория Надежды, увы, не сохранилась. Виллу в пожилом возрасте сын Димитрио продал. Теперь там культурный центр посольства Финляндии в Риме. И там в память о Надежде ежегодно проводятся благотворительные концерты. Известные музыканты в огромном зале играют на рояле, который ей когда-то подарил Лист.