Иудейская пустыня, 18 год до Рождества Христова. Будущий отец Богородицы Иоаким (Ори Феффер) бредёт по песчаным барханам, где он кается и постится, моля Бога о ребёнке. Ему является архангел Гавриил (Дадли О’Шонесси) в синих одеждах и сообщает, что скоро у Иоакима с Анной (Хилла Видор) родится дочь, однако взамен берёт с него обет, что дочь посвятит себя Богу. Мария растёт на радость родителям, пока "мужчина в синих одеждах", как его называет Анна, не является во второй раз, напоминая о данном ему обещании. Родители везут Марию в Иерусалим, где на ступенях храма её встречает уже ожидающая её приезда пророчица Анна (Сьюзэн Браун).
Мария (Ноа Коэн) служит при храме, вырастая писаной и добродетельной красавицей. Однажды в коридорах обители ей является Люцифер (Эймон Фэррен), искушая скользкими вопросами: есть ли у неё время для удовольствий и верна ли она царю иудейскому Ироду (Энтони Хопкинс). Последний тут упомянут не просто так: история Марии разворачивается на фоне рассказа о деяниях Ирода, который занимается расширением Иерусалимского храма, раздражая местное духовенство напоминаниями, что власть тут он, наместник Рима, а не они. Зреющий на стройке храма бунт против римских начальников бросает тень и на Марию с её преданностью Богу, которая привлекает внимание ближайших помощников Ирода как едва ли не оппозиционерка.
В один прекрасный день один из строителей храма, Иосиф (Идо Тако) встречает Марию на берегу реки, куда она пришла стирать одежду. Правда, делает он это не совсем самостоятельно: появившийся в камышах "мужчина в синих одеждах" советует ему отправиться в ту сторону, где он и увидит девушку. Мария так поразила его своей красотой и чистотой, что Иосиф немедленно отправляется на поиски её родителей с требованием отдать девушку ему в жёны. Захлопнувшие дверь перед носом сумасшедшего незнакомца родители будущей Богородицы резко переменили своё отношение, услышав, что Иосифа свёл с Марией всё тот же персонаж в синем. Всё происходящее дальше на экране с точки зрения фабулы более-менее известно всем, кто хоть что-то читал или смотрел о Рождестве, с единственной поправкой – жизнь Марии после встречи с Иосифом начинает проходить в жанре экшен.
О жизни Девы Марии до Благовещения (когда архангел Гавриил известил её о том, что она станет матерью Иисуса) в канонической Библии ничего не сказано – вся её ранняя биография написана авторами апокрифов, так что здесь создатели картины могли дать волю своей фантазии. И фантазия эта развернулась прежде всего в трактовке образа архангела Гавриила, который является пред зрительские очи уже на второй минуте фильма, поразив своей, мягко говоря, неканоничностью. Его роль исполнил засветившийся в криминальном нетфликсовском "Главаре" англичанин-метис Дадли О’Шонесси с прозрачными холодными глазами убийцы и острыми пацанскими скулами. Испещрённой загадочными надписями рукой (которые слишком похожи на татуировки) он прикасается к плечу Иоакима и так же стремительно, как появился, растворяется в воздухе, сразу посеяв интригу.
Конечно, нам сложно свидетельствовать, как должны выглядеть ангелы, но христиане легко могут сослаться на их известное описание, оставленное Антонием Великим:
"Являются они обыкновенно безмолвно и кротко; почему и в душе немедленно рождается радость, веселие и дерзновение... Видение же злых духов бывает возмутительным, с шумом, гласами и воплями, подобно нашествию разбойников. От сего в душе происходят боязнь, смятение, беспорядок помыслов, уныние, печаль, страх смертный и, наконец, нравственное расстройство. Поэтому, если, увидев явившегося, приходите в страх, но страх ваш немедленно уничтожен и вместо него в душе вашей появилась неизглаголанная радость, благодушие, воодушевление,.. то не теряйте упования и молитесь; а если чьё явление сопровождают смятение, внешний шум, мирская пышность и угроза смертью и тому подобное, то знайте, что это – нашествие злых ангелов".
То есть "радость и веселие" – это вряд ли то, что испытывают герои картины и зритель от появления архангела Гавриила, а вот смятение, страх смертный и нравственное расстройство – это уже больше приближено к реальности. Свою уникальность наш архангел Гавриил закрепляет во встрече с Люцифером (очень удачно сыгранным Эймоном Фэрреном), обратившись к нему "брат мой" – понятно, что у них обоих ангельская природа, но вот для братства всё же маловато оснований, кроме разве что внешних данных.
С другой стороны, было бы самонадеянно утверждать, что мы садимся смотреть кино, чтобы избежать смятения – добрая половина современных зрителей ждёт от просмотров не иначе как "страха смертного", а отрицать наличие мулатов в библейском повествовании – это в наше время, сами понимаете, ни в какие ворота не лезет.
Неканонический Гавриил – единственный, кто выделяется в системе образов картины: ко всем остальным, несмотря на сюжетные вольности, придраться практически негде. Визуальный строй фильма местами напоминает иллюстрированную Библию, а одежды на Марии, которая сама по себе божественно красива, развеваются как на "Сикстинской Мадонне" Рафаэля. Даже Иосиф, представший совсем молодым (по одной из библейских версий, он был стариком) и слегка придурковатым ("Ты Иосиф?" – "В основном да", – такой диалог происходит между ним и Марией на обручении), не только не вызывает вопросов, но и придаёт этой истории особых красок. Всё, что приходится претерпеть Марии, вряд ли смог бы разделить старик, поэтому идея сделать его юным и полным сил более чем оправданна.
Выпавшие до рождения Иисуса на долю Марии испытания во многом заслонены коммерциализацией Рождества и его сложившейся в массовой культуре иконографией. Дары волхвов, свет рождественской звезды, умиротворение и всеобщая радость от рождения святого младенца – всего лишь короткий эпизод этой драматичной и кровавой истории, которую принято называть рождением Спасителя. Картина выносит все эти давно забытые за покупкой рождественских подарков подробности на первый план. Непорочная беременность Марии становится не просто предметом сплетен, но призывом к её убийству – так ветхозаветный муж имел право поступить с неверной женой. Поэтому до рождения Иисуса Мария пребывает в постоянном страхе и скрывается от кровожадных современников. Узнав о разнёсшемся по Вифлеему слухе, что в нём должен родиться новый царь иудейский, Ирод приказывает убить всех младенцев, что немедленно в самой красочной форме бросаются исполнять римские воины.
Энтони Хопкинс очень органичен в роли Ирода и ставит устами своего персонажа вопрос, на котором и сегодня держится вся мировая история – да и, пожалуй, личная история каждого. Когда слуга царя Бальтазара спрашивает у Ирода, где находится новорождённый Спаситель, тот разражается примечательной тирадой:
"Ты веришь в звезду и в Спасителя и в то, что ветер сновидений принесёт волшебную пыльцу через воды болотные? И вы ищете в небесах эту звезду и Спасителя? А я создаю реальность – говорят, что прекрасную, из железа, бронзы и золота: крепости, храмы, театры и города. Меня называют "царём вещей", и я спрашиваю: зачем нам ещё какой-то Спаситель?"
Вкупе со всеми ангельскими вмешательствами результатом усилий съёмочной группы стала картина не просто о жизни библейской героини, но и о необходимости противостоять внешним силам – истории и судьбе. Подтверждением нецелесообразности этого сопротивления стал финал фильма и истории Марии, а вот стоит ли противостоять внешним обстоятельствам каждому, кто всё это увидит, останется вопросом и предметом личного выбора.
Досье
Оригинальное название: Mary
Режиссёр: Ди Джей Карузо
Сценарист: Тимоти Майкл Хейс
Оператор: Гэвин Стразерс
Композитор: Тим Уильямс (II)
Художник: Джеймс Мерифилд
В ролях: Ноа Коэн, Идо Тако, Ори Феффер, Хилла Видор, Энтони Хопкинс, Сьюзэн Браун, Эймон Фэррен, Гюдмундюр Торвальдссон, Мехмет Куртулуш, Мила Харрис, Дадли О'Шонесси
12+