Режиссёр Андрей Кравчук продолжает работу над историческим циклом, посвящённым истории Российской империи. После картины "Пётр I. Последний царь и первый император" он готов представить на суд публики новую художественно-документальную драму про Екатерину I (Ксения Утехина), Анну Иоанновну (Анна Уколова) и Елизавету I (Юлия Пересильд). Журналист Metro смогла понаблюдать, как проходили съёмки в Екатерининском дворце в Санкт-Петербурге.
Снимали большой бал. Вельможи и фрейлины (в массовке человек сто, не меньше) рассредоточились по большому залу дворца и переминались с ноги на ногу в ожидании начала. Некоторые мужчины стояли, сняв туфли с каблуками по моде 18-го века.
– Ноги не выдерживают долго, – как бы оправдываясь, сказал один из вельмож, увидев, что я снимаю его на телефон.
Музыкантам повезло больше: они хотя бы сидели. Настроение у них было игривое, судя по тому, что придворный оркестр разминался, наигрывая знаменитую тему из советского фильма "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Оказалось, что для съёмок пригласили особый ансамбль – Les Moscovites, который с 2014 года исполняет музыку 18-го века на исторических инструментах. Здесь можно было наблюдать клавесин, струнные с историческими смычками и жильными струнами, натуральные валторны (духовой инструмент), барочные гобои и траверсфлейты.
– Конкретно я играю на барочном гобое, он появился в России во времена Петра Первого и наряду с другими инструментами использовался в том числе для аккомпанемента танцам на петровских балах и ассамблеях, – рассказал Metro один из музыкантов Филипп Нодель. – Мой инструмент сделал замечательный голландский мастер японского происхождения Тоши Хасегава в 2019 году, это копия гобоя нюрнбергского мастера Якоба Деннера начала XVIII века.
Гобоист признался, что ради съёмок ему пришлось распрощаться со своими усами и бородой.
– Требовался мужской ансамбль, но обязательно выбритый начисто! – рассказал Филипп Нодель. – По секрету скажу, что одну девушку мы тайком протащили, замаскировали в мужском парике. В нашем деле в основном девушки, поэтому мужской ансамбль исторической музыки – сложная задача. Что касается бород и усов, ничего не поделаешь, мода того времени диктует правила. Вообще, мы согласились принять участие в съёмках из-за близости исторического подхода режиссёра и всей съёмочной группы! "Императрицы" чуть ли не первый проект, где музыка и инструменты соответствуют времени.
Историческая правда была соблюдена и в танцах. За них на площадке отвечала хореограф Наталья Кайдановская. По её словам, путешествовала она в глубь веков по музыкальным трактатам.
– В одном из таких, 1588 года, в первой части рассказывалось, что танцор обязан уметь играть на барабане и флейте, во второй части рассказывалось, какие движения может делать танцующий под тот или иной ритм, под ту или иную мелодию, – рассказала Metro хореограф. – Информации нам оставили предостаточно. Только нужно было научиться читать её. Танцы конца 17-го – начала 18-го века записывались знаковой системой, сверху листа – нотная строчка, а ниже шаги танцоров по залу или сцене, украшенные приседаниями, поворотами, прыжками. В России книга по хореографической нотации появилась сразу, у нас и сейчас можно взять в руки экземпляры, которые хранятся в Библиотеке им. Ленина, в библиотеке музея-усадьбы "Останкино" в Москве, также в библиотеках Петербурга. Все новинки, танцевальные сборники, разлетались по всем дворам Европы включая Россию, и обрусевшие на хорошем жалованье танцмейстеры обучали знатных особ.
Танец в 18-м веке это и общение, и этикет, это мысли и язык, который мы уже не помним, который нужно учить заново. Наталья Кайдановская, хореограф, преподаватель исторического танца в Московской консерватории
По словам Натальи Кайдановской, танец – это как особый язык, а за 2–3 репетиции выучить другой язык невозможно, но выучить фигуры танца, его геометрию, проникнуться атмосферой – можно.
С хореографом согласна и исполнительница главной роли Юлия Пересильд. Для актрисы было большой радостью погрузится в историю. По её словам, очень помогали сами стены Екатерининского дворца.
– Я мечтала поработать в таких интерьерах, здесь всё резонирует – это и прекрасно, и почётно, и полезно, это всё насыщает тебя, ты понимаешь объёмы, масштабы пространства. Созерцание такой красоты и мысли меняет, и поведение, и помогает правильно двигаться, – рассказала актриса. – Кроме того, я ещё пою в фильме романс, который восстановлен нашим композитором по нотам того времени. А вообще самое важное, что пришлось освоить, – прямая спина! Это не так-то просто. Жаль, сейчас мы мало обращаем на это внимание.