“Соседи! Поделитесь, пожалуйста, опытом, где сейчас зарабатывают себе адекватную сумму на жизнь студенты-очники?” – такой вопль о помощи раздался в соцсети одной из районных групп Москвы.
Писала мама студента пятого курса, чья стипендия составляет всего 4 тысячи рублей. Специальность у парня экзотическая – вертолётчик. На профильных заводах только что прошли сокращения и работы нет. Да и сложно работать на заводе в режиме 5 на 2, когда половину недели занимает учёба.
Парень вовсе не бездельник, подрабатывает на кафедре. Но в сумме все доступные заработки составляют всего около 10 тысяч рублей.
Увы, как часто это бывает, участники группы не только обрушили на голову родительницы множество советов, но и порадовали мать широтой взглядов. Одни настоятельно рекомендовали обучение за границей и бесплатные стажировки в западных компаниях. 1000 евро в месяц потянуть нетрудно, говорили эти добрые люди, на что бедная мать отвечала гордым молчанием. Другие возмущались “жадностью” будущего вертолётчика и по-доброму советовали не капризничать и жить на 4 тысячи.
Впрочем, большинство отнеслось к материнской заботе с пониманием и честно признали – проблема есть. Если вы не сын олигарха и если у вас всё в порядке с совестью, став студентом вуза, вам будет стыдно сидеть на родительской шее.
Это самое чувство испытывают тысячи молодых студентов Москвы. Как выяснилось, студенты подрабатывают массово. Увы, наши стипендии не настолько велики, чтобы молодой человек в Москве чувствовал себя уверенно. Самая распространённая подработка – репетиторство. Вчерашние школьники учат школьников сегодняшних, причём обоим это нравится.
Екатерина учится на 4-м курсе Мединститута. Она получает аж две стипендии – повышенную в своём вузе (примерно 4 тысячи рублей) и стипендию правительства Москвы (6,5 тысячи рублей). Но этого всё равно не хватает. Она уже третий год подрабатывает репетитором по биологии.
– Первый раз я начала заниматься с сыном знакомых на первом курсе, – рассказала она Metro. – А на втором я уже дала объявление – и заработало сарафанное радио. Желающих заниматься хватает. Я уже чувствую себя опытным преподавателем.
Настя учится на 4-м курсе филфака МГУ. С первого курса она преподаёт школьникам русский язык и литературу. В этом семестре стипендию она вообще не получает, поэтому занятия с детьми для неё – единственный способ получить карманные деньги.
– Когда я поступила в МГУ, я сразу решила, что на свои нужды буду зарабатывать сама, – говорит Metro Настя. – Сейчас у меня три ученика, занимаемся несколько раз в неделю. Больше брать не хочу – будет мешать учёбе. Каждый месяц выходит примерно 20–25 тысяч. Мне вполне хватает.
Трифон учится на 1-м курсе бакалавриата "Мировая экономика и политика" НИУ ВШЭ. Репетиторством занялся ещё летом, сразу после сдачи ЕГЭ. Преподаёт школьникам историю. Пока ученик только один и заработать получается немного. Но Трифон считает, что ему самому эти занятия, возможно, полезнее, чем ученику.
– Я начинаю понимать, как правильно презентовать материал, – говорит Metro Трифон. – Я меняю форматы, стараюсь быть интересным. Многие вещи приходится учить самому. Ещё я учусь коммуникации с родителями. Надо понимать, что от тебя хотят, и уметь установить контакт с заказчиком.
Кстати, выяснилось, что многие студенты работают не столько для заработка, сколько для самореализации в профессии. Будущий театровед Александра, например, может позволить себе не думать о деньгах. Её задача – создать собственный проект, пусть даже почти бесплатно. Александра учится на 2-м курсе ГИТИСа. Стипендия у неё повышенная, но всё равно небольшая – всего 4 тысячи. Недавно в группе “Работа для тинейджеров и подростков” в ФБ Саша предложила школьникам вместе ходить в театры и после спектаклей устраивать обсуждение увиденного.
– Мне сразу написало множество желающих, – сообщила она Metro. – Я даже удивилась. Оказалось, что это очень востребовано. Сейчас на наши занятия ходит примерно 10 человек. Мне это интересно, потому что я из многодетной семьи и имею опыт общения с детьми. Денег я зарабатываю немного, но мне, как будущему театроведу, важно разработать этот проект.
Кстати, родители, чья студенческая молодость прошла в советское время, с большим одобрением относятся к идее подработки во время учебы. Правда, сравнивать те времена с нашими довольно трудно. Размер стипендии в вузе составлял примерно 40-45 рублей. Этого вполне хватало на жизнь, пусть не шикарную, но вполне достойную.
– Я закончила свой первый институт в 89 году, – говорит Ольга, мать двоих взрослых детей, – Я жила в общаге на стипендию. Мама каждый месяц выдавала только 10 рублей. В принципе хватало и поесть и в театр сходить. Но я стала подрабатывать со второго курса. Даже эти жалкие 10 рублей, которые давала мама, брать было стыдно. Мы были заточены на очень ранее взросление и полную самостоятельность. Моих детей я также воспитывала. Старшая дочь начала полноценно работать с третьего курса.