Не будет ли безопаснее оставить всё как есть? С таких вопросов начался тренинг "Найм или бизнес?" в центре "Моя карьера".
На тренинге собрались люди разного возраста, самому юному участнику – Димке – всего 2 года. Он пришёл на обучение вместе с мамой Алёной, которая стоит на пороге серьёзного выбора – вернуться в стабильную компанию, где её очень ждут, или уволиться, получить хорошие выплаты и вложить эти деньги в свой будущий бизнес на маркетплейсе.
Катя размышляет, устраиваться в найм или делать сайты на фрилансе, сидя в районной библиотеке. Юрий думает, жениться или нет. В ходе знакомства выяснилось, что между участниками много общего – мы все стоим перед каким-нибудь выбором. Но как же сделать выбор без долгих колебаний, и как замотивировать себя начать действовать – не знает никто.
– Есть простая техника, которая всё расставит по местам, она называется Декартовы координаты, – рассказывает Metro тренер Павел Курышкин. – Итак, рисуем четыре квадрата и подписываем их. Два верхних квадрата – что получим, если цели достигнем и что получим, если не достигнем. И два нижних – чем пожертвуем, если цель будет достигнута и чем пожертвуем, если цель не будет достигнута. А теперь заполняем квадраты.
Тут очень важно правильно сформулировать вопрос, добавил тренер. Начать бизнес или оставить все как есть? – правильный вопрос. Начать бизнес или перейти во фриланс? – неправильный вопрос, так как тут 2 разных новых варианта, под каждый из которых нужно составлять отдельные Декартовы координаты.
Я заполнила все квадраты, и у меня всё в голове разложилось по полочкам. Я получила чёткий ответ на вопрос, над которым размышляла несколько месяцев. Как, впрочем, и остальные участники.
– Я понял, что если открою бизнес, то получу от этого больше плюшек. А вдруг у меня ничего не получится? – спрашивает у тренера Олег.
– Есть такое понятие – конус неопределённости. Он показывает, что оценки становятся более точными по ходу работы над проектом, – рассказывает эксперт. – На этапе разработки идеи ошибка может составить 400%. И только пройдя треть пути к цели, мы будем знать более ли менее точные данные о том, стоила ли овчинка выделки. И сможем скорректировать свой путь. Поэтому, как говорил Наполеон, надо ввязаться в бой, а там разберёмся.
– А как же ввязываться в бой, если нет мотивации? – уточняет он. – Я работаю, деньги есть. У меня есть идея бизнеса, но я не могу себя заставить его начать.
– А вот теперь подходим к самому интересному – как себя замотивировать, – отвечает тренер. – Во-первых, чтобы начать изменения, вы должны быть неудовлетворёнными тем состоянием, в котором находитесь. Чем вам хуже, тем лучше. В идеале, вы должны достигнуть дна, от которого можно оттолкнуться, и понять – я так больше не могу. Также нужно увидеть свою мечту в мельчайших деталях, и увидеть счастливого и радостного себя, исполняющего эту мечту.
Мечты, в которых нет мечтателя, не исполняются, добавил тренер. Как и мечты, по направлению к которым не совершают шаги. Поэтому обязательно нужно начать действовать. И если присутствуют все три компонента – неудовлетворённость, яркая мечта и действия, то мотивация будет очень высокой.
– Я как раз предлагала мужу взять вторую ипотеку! – комментирует Алёна. – А то нам денег в общем и целом хватает, и я никак не раскачаюсь начать свой проект.
– Почему бы и нет? – поддержал идею тренер. – Но есть ли у вас ресурсы начать проект? Это герои берут на себя максимальные риски при минимальных ресурсах. А лидеры хоть и ставят высокие цели, которые связаны с высокими рисками, но у них всегда достаточно ресурсов для этого.
Почему многим из нас сложно делать выбор? Потому что мы большую часть жизни прожили на автомате – поступили в ВУЗ за компанию с друзьями, женились, потому что мама требовала внуков, устроились на высокооплачиваемую работу, потому что нужно выплачивать ипотеку. Всё это было навязано извне. А что я хочу, что мне нравится, что меня вдохновляет – такими вопросами мы не задаёмся. И только когда нагрянет кризис среднего возраста, человек понимает, что уже больше не может жить как раньше, и начинает изучать и узнавать самого себя. И тогда у него появляется шанс услышать свой внутренний зов. И задача тренера – помочь человеку услышать себя, чтобы он смог проложить тропинку к своему внутреннему счастью. Павел Курышкин, бизнес-тренер
Нас разделили на команды, раздали стикеры, и мы начали собирать ресурсы, которые понадобятся для открытия своего дела – деньги, статус, время, энергия, оборудование и так далее.
– Чем больше ресурсов, тем больше преимуществ, – подводит итоги тренер. – И если у вас каких-то ресурсов в избытке, их можно сконвертировать в дефицитные ресурсы. К примеру, у нас много времени, но нет цели. Тогда мы посвящаем своё время тому, чтобы понять себя и поставить вдохновляющие себя цели. Если есть оборудование, но нет клиентов – размещаем информацию о себе на разных ресурсах, проводим вебинары и собираем клиентскую базу. Всё гениальное – просто.
Алёна с маленьким сыночком сразу после окончания тренинга написала работодателю, что увольняется, и зарегистрировалась как продавец на Wildberries. А я сделала такой вывод – в жизни возможно всё, если для меня это важно. Главное – правильно протоптать тропинку.