Действовать по чёткому расписанию, чтобы успевать главное в срок и не приносить в жертву скорости качество, грамотно расставлять приоритеты, делить задачи на первостепенные и факультативные — всё это звучит просто и ясно, пока не доходит до дела. По статистике около 30% россиян регулярно оказываются в ситуации горящего дедлайна. О том, что такое прокрастинация и как с ней бороться, Metro рассказала Светлана Бондаренко, бизнес-психолог, эксперт в области самореализации и самооценки, автор курсов "Свет на самооценку" и "Свет на самореализацию".
Что за проблема
Прокрастинация – это не простая лень, а иррациональное стремление заниматься менее срочными делами перед лицом неотложной задачи и упорно переносить самое насущное на потом. Для синдрома характерны накопление тревоги, связанной с решением первоочередных вопросов, и неспособность её преодолеть.
– Такое поведение вовсе не свидетельствует о том, что человек неорганизован или некомпетентен, – говорит эксперт. – Очень часто жертвами прокрастинации становятся как раз таки успешные предприниматели и специалисты, занимающие руководящие должности. Тому есть ряд естественных объяснений.
Медицинское объяснение
– Гормональный дисбаланс, вызванный перегрузками, стрессом, неправильным питанием и т. д., не может не влиять на уровень энергии, концентрацию, стрессоустойчивость. Недостаток таких белковых комплексов в организме, как ферритин, ведёт к общей слабости и апатии, которые нельзя победить силой воли, – объясняет эксперт.
Единственный верный ход — обратиться к врачу, сдать анализы, пройти диспансеризацию, восстановить здоровье и жизненный тонус. Без этого борьба с прокрастинацией никогда не увенчается успехом.
Интеллектуальное объяснение
Речь тут идёт не о сообразительности, а об элементарном непонимании, с какой стороны подступиться к задаче.
– В этом случае очень хорошо может помочь составление ментальной карты. Её можно создать на бумаге, используя цветные карандаши, фломастеры, стикеры. А можно воспользоваться графическим редактором или специальными программами.
Принцип таков. Разместите в центре листа главную идею (её образ). От неё отведите ветки 2–4 и более. У каждой ветки может быть свой цвет. На конце каждой описываем её связь с главной идеей (или пишем ключевые ассоциации, раскрывающие главную идею, и со временем записываем рядом с ней пути достижения основной цели). Человеческому мозгу такая подача информации ближе, ведь именно так устроено наше создание: поток человеческой мысли не имеет линейной структуры (как текст), он многомерен (диаграммы связей ближе к понятию многомерности, чем текст, таблицы, иллюстрации). Как итог – запомнить всю важную вам информацию и необходимые для достижения цели становится проще. Эффективность запоминания повышается на 32%.
Организационное объяснение
Часто мы откладываем важное дело на потом просто потому, что масштабные задачи не могут не отпугивать: мелкое выполняется без проблем, до важного и большого не доходят руки. Вывод — надо научиться превращать огромное дело в несколько маленьких, делить задачу на подзадачи.
– Прочитать за ночь учебник — немыслимо, а вот страница в день не вызовет затруднений, – говорит эксперт. – Так что имейте в виду: объёмный проект — повод для прокрастинации, а чтобы написать всего одну страницу, не нужно нервничать и уговаривать себя. Делите большие задачи на части и решайте их постепенно.
Мотивационное объяснение
Поймите, что скучное и рутинное присутствует в жизни всех людей – бизнесменов, учёных, художников. Главное — знать, зачем вы делаете ту или иную работу, не упускать из виду желанную цель и начинать действовать.
– Во-первых, разрешите себе ошибаться. Типичные мысли прокрастинатора вроде "Сделать идеально я не могу, а неидеально не хочу, так как не получу благодарности, и мне будет стыдно" нужно выбросить из головы. Важно понять, что совершенства не существует, но выполненный проект всегда лучше, чем невыполненный. Единственная подлинная ошибка — бездействие, всё прочее — результат, а также ценный опыт, – говорит эксперт.
Также Светлана советует избавиться от страха неизвестности. Часто решение какой-то задачи сопряжено с перспективой перемен, и даже если они позитивные, естественная реакция — тревога. Поэтому человек подспудно избегает действия, даже если мечтает о лучшем будущем. Как это сделать? Просто задайте себе вопрос "В жизни уже имели место сложные, непредвиденные ситуации, с которыми я справлялся?". Ответ наверняка окажется положительным. Затем вам останется лишь вспомнить, что помогло разобраться в неожиданных обстоятельствах, осознать свои сильные стороны, которые никуда не испарились, и начать действовать.
Основные приёмы тайм-менеджмента: – Деление рабочего времени на отрезки — 25 минут концентрации на задаче, 5 минут отдыха, перерыв на 20 минут после четырёх подходов. – Закрытие сложных дел в первую очередь, в начале дня. – Поощрение за выполнение подзадач и непременный бонус за победу над большим делом.
– Очень важно заботиться о себе и не пропускать врачебные осмотры. Консультация с психологом тоже пойдёт на пользу бизнесу и карьерному росту. В борьбе с прокрастинацией главное — здоровье и жизненный тонус, – подводит итог эксперт.