В январе команда из четверых путешественников-блогеров добралась из Москвы в город Мирный, Якутия (подробнее об этом – по ссылке). "Москвич-полярник" ядерно-зелёного цвета остался зимовать там в ожидании лета. В июне команда, состоящая из Алексея Жирухина, Александра Еликова, Дмитрия Гостинщикова и Натальи Шиповской, вернулась к своему автомобилю с планом проехать по "летникам" (автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только летом – Прим.ред.) к самому северному городу России через всю Чукотку.
– Стартовали мы из Мирного. Забавно, что в январе мы ехали в минус 50, а в июне было плюс 40, – смеётся Алексей. – Сначала нам нужно было пересечь Якутию. Ехали мы с запада на восток, заезжали в Якутск на национальный праздник Ысыах, оттуда выехали в сторону Магадана на трассу "Колыма". У неё слава самой страшной дороги в России из-за множества опасных участков – узкие тропы с обрывами, резкие повороты. Я ездил по этой трассе пять лет назад, тогда всё было гораздо хуже. Последние годы ей активно занимаются, почти все аварийные участки убрали.
Из Магадана "москвич" поехал в посёлок Сеймчан, где его ждало путешествие на местном пароме до посёлка Анюйск.
– Это был самый доступный способ попасть на Чукотку летом вместе с автомобилем. Его поставили на контейнеры, которые доставляют грузы в северные посёлки Якутии и Чукотки. Две недели он плыл до места назначения, а мы прилетели туда уже на самолёте. Зимой туда ещё можно проехать по "зимникам", но летом многие реки просто перекрывают путь, и преодолеть их не могут даже мощные грузовики.
Прибыв на место, "москвич"... едва не утонул. На Чукотке хлынули мощные дожди, которые за несколько дней буквально затопили и посёлок, и близлежащие города. Три дня путешественники ждали в Магадане, пока высохнет посадочная полоса, и гадали, не стоит ли их верный "железный конь" по крышу в воде. К счастью, работники парома перегнали его с берега обратно на судно в ожидании, пока схлынут последствия наводнения.
Из Анюйска команда приехала в Билибино – самый труднодоступный и дорогой город в стране, где находится самая северная АЭС. Доставка чего угодно на Север стоит немалых денег, поэтому здесь в самом обычном магазине кабачки стоят 950 рублей за килограмм, а сливы или абрикосы ещё дороже. Зато некоторые продукты на удивление дешёвые.
– Например, оленина, которая в любом другом регионе будет фактически деликатесом, там стоит где-то 300 рублей за кг – гораздо дешевле привозной говядины. А ягода вроде черники или голубики там вообще повсюду. Кажется, можно просто лечь на полянку и есть её, не вставая, – рассказывает Алексей.
От Певека – самого северного города России – путешественников отделяли 650 километров крайне сложной дороги, по которой реально проехать только в период с конца июня до конца сентября, когда уровень воды в реках опускается до нужного уровня.
– Через некоторые реки до сих пор нет мостов и приходится их проезжать чуть ли не вплавь. Дожди очень подпортили нам планы, ведь в некоторых бродах вода поднялась до двух метров. В таких условиях утонет даже внедорожник, не то, что "москвич", – объясняет Алексей. – Здесь на помощь нам пришёл местный дальнобойщик, который ехал в нужную сторону на грузовике с прицепом. В итоге, договорились, что он будет забирать нас в прицеп на самых тяжёлых участках, а остальное время мы будем ехать за ним. Мы могли бы, конечно, проделать весь путь на нём, но наша задача – показать, что даже на "москвиче" можно проехать в любой уголок нашей страны и не только. Что сказать, лёгких путей мы никогда не искали.
650 км пути путешественники преодолели за трое суток в окружении нетронутой природы, от видов которой захватывало дух.
– Это было космическое зрелище, там моргнуть было страшно, не хотелось упустить ни одной детали. Равнины, сопки, заснеженные вершины. По дороге безбоязненно ходили медведи и лоси. Встречали мы и местных жителей – оленеводов-чукчей, останавливались, общались с ними, незабываемый опыт, – вспоминает Алексей.
В прошлые поездки "Москвич" доставлял команде немало проблем, но в этот раз автомобиль "вёл себя" максимально спокойно. В экстренных условиях автомобиль будто сам понимал, что если сломается на этой дороге, то его проще будет бросить, чем эвакуировать до ближайшего автосервиса, путь до которого мог составлять сотни километров. Так, спустя много дней, блогеры добрались до пункта назначения.
– В Певеке мы провели неделю. За это время мы успели познакомиться со всеми жителями, проехать по всем близлежащим посёлкам, записать много материала для нашего фильма о путешествии, даже отпраздновали День коренных народов Севера, – делится Алексей. – И самым большим нашим открытием стали не пейзажи и дороги, а в первую очередь люди. Местные жители поразили нас своей искренностью, такого мы не встречали нигде. Где бы ни были, нам помогали, чем могли, и ничего не просили взамен. Без их помощи поездка бы просто не состоялась. Уезжая, мы увезли с собой вагон эмоций, думаю, их хватит надолго.