Необходимость этого закона объяснили высокими рисками для промышленного птицеводства, ведь чайки – птицы перелётные, а значит, легко могут переносить возбудителей гриппа.
В этом году, как пояснили в комментариях к документу, в 17 субъектах России зарегистрировали 37 случаев высокопатогенного гриппа среди птиц, из них 30 – среди диких пернатых обитателей водоёмов и так называемых синантропных птиц, обитающих в городах. Один случай выявили в Подмосковье.
– Подтверждён один случай заболевания чайки в Одинцовском городском округе в конце июня. До этого последний случай в Подмосковье зафиксирован в 2017 году у домашней птицы, – рассказал Metro курирующий Минсельхозпрод заместитель председателя правительства Московской области Георгий Филимонов.
В Москве из-за птичьего гриппа в середине мая этого года вводили ветеринарный карантин сразу в нескольких районах. Вирус передаётся в основном через корм или воду, а также при прямом контакте с инфицированной птицей. Заболевание у пернатых протекает тяжело, с высокой смертностью и может представлять опасность для человека. А чайки, по словам директора орнитария в "Сокольниках" Вадима Мишина, в этом плане несут серьёзную угрозу.
– Во-первых, чайки всеядные, часто питаются на помойках, во-вторых, они мигрируют на большие расстояния и могут переносить вирусы, к тому же чайки живут колониями, поэтому инфекции среди них передаются очень быстро, – говорит орнитолог.
Однако охотиться на чаек всё же не принято.
– Они практически несъедобны, и есть поверье, что в чаек вселяются души погибших моряков, поэтому убивать их считается неэтичным, – рассуждает эксперт. – И лучше бы, конечно, регулировать их численность по-другому, например, в местах гнездования – изымая яйца или с помощью ловчих птиц – естественных врагов чаек в природе.
В Министерстве экологии и природопользования Московской области уверены, что охота на чаек не примет большого размаха.
– Чайки отнесены к охотничьим ресурсам не для того, чтобы они стали объектом массовой охоты. Они и не станут, – уверил начальник управления охотнадзора Виктор Ерёмин. – Они не пригодны в пищу, а их добыча не представляет спортивного интереса. В то же время для отстрела понадобится разрешение, за которое нужно заплатить, немало стоят и патроны.
За многолетнюю практику случаев отстрела чаек практически не фиксировалось.
– И никакой нормальный охотник по доброй воле чаек и теперь стрелять не будет, – заключил Виктор Ерёмин.
Когда закон вступит в силу, Минэкологии Подмосковья установит необходимые ограничения по срокам и нормам добычи, а за незаконный отстрел чаек появится ответственность. Охота на краснокнижную малую чайку запрещена и сейчас.