Цыплят, говорят, по осени считают, а вот других птиц можно считать круглый год, особенно весной – когда перелётные возвращаются домой из тёплых краёв. К началу апреля первые путешественники уже разместились в столичных парках, на их поиски мы и отправились с объективами наготове.
Перед началом фотоохоты всех вооружили биноклями и попросили не шуметь. Вслед за фотографом дикой природы Иваном Добромысловым мы двинулись по ухоженным дорожкам парка Горького, всматриваясь по пути в обнажённые чёрные деревья и кусты. Оттуда доносится амбициозный писк воробьёв, но кто их не видел? Хочется чего-то поэкзотичнее.
"Птиц ещё мало вернулось, но пять-десять видов мы точно встретим", – успокоил Иван. И словно подтверждая его слова, из-за ближайшего мусорного бака высунулся чей-то острый бело-серый хвост. "Белая трясогузка, – профессиональный взгляд фотографа безошибочно определяет вид пернатой. – Считаются предвестниками весны, говорят, трясогузка своим хвостом лёд на реке разбивает". Но не успели мы навести на мусорку бинокли, как трясогузка вспорхнула – и была такова.
– Сфотографировать птицу очень не просто, особенно хищника, иногда приходится ждать часами или даже днями, – утешает нас Иван Добромыслов. – Однажды я неделю прожил в палатке на тверском болоте ради серии снимков глухарей.
Болот в парке нет, поэтому идём на набережную: в реке всегда кто-то полощется. Вот и сегодня здесь собрался небольшой птичник: белые озёрные чайки, утки-кряквы и утки-нырки, или хохлатая чернеть. Самцы чернети будто собрались на бал в своих блестящих чёрных смокингах, а самки, как это водится у птиц, похожи на затрапезных домохозяек в скучных серо-коричневых халатах.
– Природой так задумано в целях безопасности, чтобы самки, которым нужно вывести утят, не привлекали к себе лишнего внимания, – объясняет фотограф-анималист такую вопиющую несправедливость.
Участники фотоохоты защёлкали объективами, но в этот момент хохлатые чернети дружно нырнули – то ли из природной скромности, то ли избалованные вниманием посетителей парка. Однако пару снимков кому-то сделать всё же удалось.
– Чтобы близко заснять водоплавающих птиц, нужно или залечь в засаде на берегу, или ждать в воде под плавучим укрытием вроде палатки с прорезями. Я такое сделал сам, – продолжает Иван Добромыслов.
На обратном пути слышим пение лазоревки, на соседнем дереве ей вторит зяблик. По словам фотографа-анималиста, зяблики прилетают одними из первых. Жаль, рассмотреть птиц не получается, так быстро они порхают с ветки на ветку. Зато на газоне прогуливается пара невозмутимых чёрных скворцов – они тоже прилетают очень рано и несут на крыльях весну.
– Скворцы – известные пародисты, могут подражать другим птицам так, что не отличишь, – делится с нами Иван. – А вот и дрозд-рябинник. В колонии дроздов лучше не соваться – они забрасывают своих потенциальных врагов помётом. Запах, скажу я вам, тот ещё.
Голицынский пруд прочно оккупировали упитанные огари с чёрными ленточками на шеях. На наших глазах три самца как раз выясняли спорные территориальные вопросы, не обращая никакого внимания на прибывшую публику. А по настилу вдоль пруда стаями прогуливаются такие же упитанные и стрессоустойчивые голуби. Сразу видно, ни те ни другие на зиму никуда не улетали – их и здесь неплохо кормят.
Некоторые художники-анималисты к одному своему лучшему кадру идут несколько лет. Иван Добромыслов, фотограф дикой природы
Советы начинающим фотоохотникам от Ивана Добромыслова:
- Фотоохоту на птиц лучше начинать с середины апреля, когда идут миграционные потоки и можно встретить виды, летящие на другой конец страны.
- Понадобится скорострельный фотоаппарат с длиннофокусным объективом, специальный рюкзак для него, штатив, бинокль, удобная одежда, которую не жалко порвать или испачкать, и определитель птиц – путеводитель по разным видам пернатых с картинками.
- Фотографировать птиц можно где угодно: в столичных парках или в глухом лесу. Главное – заранее всё подготовить и запастись терпением, чтобы выждать удобный момент.
В галерее мы собрали фотографии, сделанные самим Иваном Добромысловым в разных парках Москвы.