Как быть, если на работе токсичность зашкаливает, а увольняться не хочется

Токсичная обстановка на работе больше, чем зарплата, влияет на желание сотрудника уволиться. Metro расспросило психотерапевта, как оценить токсичность окружающей среды и что же делать, попав в такие условия
Как быть, если на работе токсичность зашкаливает, а увольняться не хочется
Copyright (c) 2015 ESB Professional/Shutterstock.
Иногда из-за токсичной обстановки на работе у сотрудника просто нет возможности расслабиться.

Токсичная обстановка на работе в 10,4 раза больше, чем зарплата, влияет на желание сотрудника уволиться, выяснила исследовательская компания CultureX. Окунувшись в море причин увольнений, недовольств работой и другие отзывы о работодателях, которые оставляли сотрудники из 38 стран мира на сайте Glassdoor, аналитики пришли к неутешительному выводу: токсичная обстановка – хорошее удобрение для прорастания мыслей об увольнении. Даже недовольство зарплатой не так мотивирует к серьёзным шагам, как обстоятельства и коллеги вокруг. 

В крупных компаниях во избежание возникновения подобных ситуаций предлагают сотрудникам ряд решений: сервис обратной связи, в том числе анонимный – когда можно обратить внимание руководства выше на "нестандартную" ситуацию.

Если токсичность не так высока, а просто требуется расслабиться после сложного рабочего дня, то для достижения гармонии с самим собой многие работодатели организуют бесплатные занятия: йогой, фитнесом, плаванием. В компании Ozon, как и в ряде других бизнес-структур, поддерживают спортивные увлечения сотрудников, оплачивая фитнес и участие в соревнованиях. В Райффайзенбанке, например, рассказали Metro, что для сотрудников с момента пандемии, что тоже стресс, организован курс медитации и консультации с психологом.

Корреспондент Metro, впечатлившись возможным отравлением от токсичности обстановки, обратился к психотерапевту за советом: как же выявить, что ты уже внутри токсичного бульона, и как из него выбраться, не обварившись? 

– Токсичность предполагает под собой, что обстановка напряжённая, – начал беседу Артём Толоконин, психотерапевт. – Людей не уважают, не ставят их в известность, просто заставляют их выполнять свои обязанности. Или существуют какие-то психологические игры в коллективе – бесконечное выяснение отношений, разбивка по разным лагерям, кто-то кому-то не нравится. 

Определить уровень токсичности в коллективе просто, считает психотерапевт: необходимо осмотреться, прислушаться (в том числе к себе). Если в коллективе жужжат и шепчутся не про рабочие процессы, а про действия коллег или начальника, то токсичный бульон закипает. Если кипение доходит до предела – находиться в таких условиях становится невыносимо. 

– Чтобы "выжить", – объяснил Metro психотерапевт, – нужно ответить себе на вопрос: а что я тут делаю? Если вы чувствуете, что это работа мечты, это ваше любимое дело, то через эту призму нужно посмотреть и на игры, которые возникают в коллективе. Если они к вам лично не имеют никакого отношения, а вас пытаются втравить в какие-то игры, то вы можете это прекратить, заявив, что вам не интересно мнение ни одного, ни другого из конфликтующих. Вы ходите на работу за другим. Так вы продемонстрируете честность по отношению к себе и к окружающим. Кому-то, конечно, подобное не понравится. Но в результате от вас отстанут.

Но токсичность бывает разной. Например, коллеги хороши и начальство любезно, но болотистая местность затягивает работника в стагнацию, останавливает в развитии. 

– Если токсичность продиктована отсутствием нормальных целей самой работы, отсутствием перспектив, люди перестают развиваться, работать. Вся компания идёт в кризис бесконечных выяснений отношений на пустом месте. Тогда, возможно, есть смысл задуматься о смене работы и жизни в гармонии с самим собой.

Подводя итог, скажем, что токсичность требует к себе внимания, – инициирует разговор с самим собой о целях, приоритетах и желаниях. Если нездоровую атмосферу не признавать, не анализировать, а продолжать копить неудовлетворённость внутри, психотерапевт предупреждает об угрозах: развитие сердечно-сосудистых заболеваний – гипертонии, а также зависимостей, например алкоголизма.

– Вернувшись с работы, вы будете пытаться снять стресс, например с помощью алкоголя. А стресс от этого не уходит. Он исчезнет, если навести порядок, договориться с самим собой и не воспринимать работу как какую-то жертву. Но как и в любом лечении, самое лучшее средство – это профилактика: если вам эмоционально некомфортно, смысл такой работы теряется.