Психология творчества: как правильно раскрыть свой творческий потенциал и врождённые таланты

Творческое мышление свойственно не всем. Но не стоит расстраиваться: развить его всё же можно
Психология творчества: как правильно раскрыть свой творческий потенциал и врождённые таланты
G-Stock Studio/Shutterstock
Вдохновение приходит не всегда. Но оно помогает нам жить.

Каждый из нас рождается одарённым какими-то творческими способностями, которые мы можем раскрыть и реализовать, – если, конечно, приложим для этого должные усилия. О том, как это правильно сделать, Metro рассказала аналитический психолог, основатель Школы творческих ментальных состояний Ольга Коротько.

Не стоит думать, что если вы занимаетесь далёкой от творчества работой, то креативность и творческое мышление вам чужды, уверяет эксперт. Все мы так или иначе сталкиваемся с их проявлениями в своей жизни.

Зарождение творческого импульса

– Педиатр и психоаналитик Дональд В. Винникотт в своей книге "Игра и реальность" говорил о том, что впервые творческие способности проявляются у человека уже с ранних месяцев его жизни. Первая творческая деятельность ребёнка – это мечтание. Затем наступает время игры, благодаря которой ребёнок, как режиссёр, инсценирует свою внутреннюю вселенную и создаёт мир по своему желанию. При этом интенсивность творческих способностей взрослеющего человека связана с ранними отношениями с матерью. Ребёнок творит не только ради самого процесса творчества, но и для некой значимой фигуры другого человека, реального или символического взрослого, который способен оценить эти творческие труды. 

Винникотт считал, что наши творческие блоки во взрослом возрасте могут быть связаны с этим самым другим взрослым человеком, который был склонен осуждать нас, обесценивать наши идеи и творческие порывы. Поэтому недостаточно психологически зрелые родители, взявшиеся критиковать и обесценивать плоды детского творчества, рискуют сильно затормозить творческое развитие своего ребёнка.

– Со своей стороны добавлю, что, каким бы ни был ваш детский опыт, во взрослом возрасте каждый человек способен сам стать для себя той важной фигурой "хорошего родителя" и тем самым помочь себе раскрыть творческие способности. И даже – превратить любой негативный прошлый опыт в источник творческих идей, – говорит Ольга. – Более того, порой именно определённая доля неблагополучия способна создать внутри ребёнка неудовлетворённость, а вместе с ним – желание изменить порядок вещей.

Зачастую определённая доля беспокойства становится лучшим двигателем для поиска решений различных проблем, с которыми мы сталкиваемся. Так мы развиваем креативность, то есть способность мыслить нестандартно.
Ольга Коротько

Как раскрыть в себе творческое мышление?

Совет 1: Будьте в контакте со своим внутренним ребёнком

Детство – ключевой период нашего развития, когда мы не скованы множеством правил и социальных условностей. Дети умеют фантазировать без барьеров и ограничений, а также быстро погружаются в воображаемый мир. А что вам мешает хоть иногда расслабиться, отпустить контроль и погрузиться в игру?

– Начните хоть изредка уделять время тому, что любили делать в детстве: фантазировать, глядя на облака, дурачиться в компании друзей, играть в детективов, смотреть или читать любимые с детства волшебные сказки, да и мало ли чего ещё,– говорит Ольга. – Если у вас есть свои дети, то считайте, вам особенно повезло. Отключите голову и смело погружайтесь с ними в какую-нибудь игру, не забывая, конечно, наслаждаться процессом. Это не только укрепит ваши детско-родительские отношения, но и позволит вам возродить свою детскую часть и соприкоснуться со своим внутренним ребёнком, а также раскрыть свою способность творить без шаблонов и правил.

Совет 2: Постоянно стимулируйте воображение

Сделайте работу с воображением естественной частью вашей жизни.

– Например, если вы смотрите фильм, то поразмышляйте над несколькими вариантами альтернативных концовок. Или когда читаете сыну или дочери сказку – подумайте о том, что было бы, если бы главный герой поступил иначе, чем это прописано в истории? Что было бы, если бы Белоснежка сбежала с семью гномами? А если бы яблоко съел прекрасный принц? Вы даже можете превратить это занятие в интересную игру со своим малышом и таким образом развивать не только свою фантазию, но и его, – советует Ольга.– А в перерыве от работы вместо привычного листания ленты социальных сетей попробуйте сделать упражнение "Мозговой штурм": выберите какой-нибудь предмет из повседневной жизни и представьте все возможные варианты его использования, в том числе самые сумасшедшие, эксцентричные и абсурдные. К примеру, степлером можно закрепить прядь волос в причёске, а скрепкой прочистить раковину... Таким образом вы не только сможете немного передохнуть от работы, но и интересно проведёте время, разгрузив голову.

Посмотрев фильм, постарайтесь придумать для него пару альтернативных концовок.
Evgeny Atamanenko/Shutterstock
Посмотрев фильм, постарайтесь придумать для него пару альтернативных концовок.

Совет 3: Избавьтесь от страха критики

Не поленитесь и уделите время тому, чтобы перечислить всё, чего вы не делаете, боясь осуждения.

– Например, не поёте вслух, потому что, как вам кажется, у вас нет голоса или домашние вас высмеют. Или же вы боитесь ярко проявлять себя в одежде и не носите те самые давно купленные ковбойские сапоги, которые уже который год пылятся у вас на полке. А возможно, вы всегда мечтали попробовать себя в актёрской деятельности, но вам кажется, что если вы завтра запишетесь в театральную студию, то окружающие подумают, что вы сошли с ума или, чего хуже, – слишком стары для таких увлечений, – говорит Ольга. –  Помните: думая о том, что скажут о вас другие, и придавая слишком большую значимость их критике, вы передаёте им право управления своей жизнью. Запомните, это ваша жизнь и только вы можете ею распоряжаться! 

Подумайте о том, что у вас всего одна жизнь и нет ничего ценнее времени. Критические комментарии окружающих быстро окажутся забытыми, в то время как ваш опыт самораскрытия и творческого самовыражения – это то, что будет с вами всегда, чем вы будете гордиться и с радостью вспоминать в старости.
Ольга Коротько

Совет 4: Научитесь ставить мир на паузу

Умение выделить хотя бы несколько минут на то, чтобы насладиться моментом, – один из ключевых навыков в раскрытии вашего творческого потенциала.

– Расслабленная прогулка в парке, где вы фокусируетесь на окружающем пространстве: шелесте листвы, пении птиц и мягкости травы под ногами… помогает переключить мозг из сфокусированного состояния работы в диффузное, – говорит Ольга.– Именно в диффузном режиме работы наш мозг способен создавать новые неожиданные связи и соединять ранее полученную информацию. А благодаря этому процессу рождаются уникальные творческие идеи и решения. Так что будьте, как говорится, "в моменте".

Совет 5: Проявляйте настойчивость и упорство

Может показаться, что творчество – это противоположность всему тому, что мы ассоциируем с рациональной и приземлённой частью жизни: планированием, целеполаганием и усердием. Однако творческое самораскрытие должно быть гармоничным. Поэтому лёгкость, интуитивность, воображение должны идти в ногу с планированием, усердием и настойчивостью.

Если творческая составляющая – это все проявления внутреннего ребёнка, которые помогут вам в поиске новаторских идей, то, всё, что касается рационального и приземлённого, – позиция взрослого, которая поможет вам воплощать идеи в жизнь, оставаться мотивированным, несмотря на неудачи, и двигаться к творческим целям через труд. Поэтому соединение этих двух составляющих является наиболее определяющим фактором творческого раскрытия.

Упражнение "Свободный внутренний монолог"
Цель упражнения: отпустить рациональный контроль, чтобы получить доступ к тем уровням сознания, где проявляется ваша личная творческая оригинальность. 
Как выполнять: Желательно в момент выполнения упражнения находиться в одиночестве в тихом и спокойном месте. Закройте глаза и мысленно пройдитесь по телу с головы до ног, расслабляя зажимы. Обратите внимание на свои спонтанные мысли и образы, которые всплывают в вашем сознании в этот момент. Затем ответьте (про себя или вслух) на эти шесть вопросов: 
1. Что вы видите, чувствуете (обоняете), слышите?
2. Чьи голоса слышите внутри себя (речь идет не о психотических голосах, конечно, а о ваших внутренних монологах, тех тихих голосах, беседующих внутри вас: например, критика, строгого взрослого или желающего внимания и заботы ребёнка…)?
3. Какие при этом возникают мысли?
4. Какие поднимаются чувства?
5. Какие возникают эмоции?
6. О чём это говорит для вас? (Желание что-то получить или осуществить мечту, страх сделать шаг в сторону цели, потребность самореализации...).