Верность источнику
"Сон в летнюю ночь" – комедия Уильяма Шекспира о сложных любовных отношениях четырёх молодых людей. Елена влюблена в Деметрия, Деметрий влюблён в Гермию и просит у её отца благословения на брак. Гермия, в свою очередь, взаимно любит Лизандра и сбегает с ним ночью через тёмный лес к свободе и счастливому браку. Деметрий и Елена устремляются следом. В том же лесу мастеровые готовят постановку к свадьбе герцога Тесея. Все они попадают под воздействие чар фей, которым тоже очень нравится этот лес, а людские склоки – не нравятся, и отношения становятся ещё более запутанными. И, кстати, не сон ли это? А если сон – то чей?
Маска как маркер феистости
Постановка Электротеатра "Станиславский" выполнена в технике дель арте, где решающую роль играют маски, каждая из которых обозначает тот или иной характер. В основе актёрской игры лежит гротеск – актёры не стесняются дурачиться, играть эмоциями и интонациями и усиленно кривляться. При этом у зрителя не возникает сомнений, что это кривляние – профессиональное, уместное и хорошо отрепетированное. Особенно отрываются персонажи в масках – феи Титания, Оберон, Пэк и весь фейско-королевский двор. Маска вообще служит здесь не только маркером роли, но и маркером нечеловеческого, природного, эмоционального и страстного начала. Иногда актёры снимают маски прямо на сцене и превращаются в обычных людей, демонстрируя зрителям глобальную разницу между собой и своими персонажами.
Любопытно, что две важные роли – герцога Тесея и Лизандра – играют девушки. И если Тесей – персонаж гротескно-комический, то тонкий и игривый Лизандр будто противопоставляется своему сопернику – брутальному и бородатому Деметрию, и смотреть на контраст этих персонажей увлекательно.
Постановка играется на Малой сцене, где всего два ряда, и зритель сидит вплотную к сцене, чувствуя себя частью действия. Это усугубляется тем, что персонажи периодически обращаются к зрителям и даже заигрывают с ними – но делают это ненавязчиво.
И вот этот тонкий баланс между бесстыдством и эстетством, стремлением общаться со зрителем и деликатностью, быстротой действия и последовательностью – это и делает спектакль лёгким, летним и вдохновляющим, как бокал розового шампанского на террасе вечером.
Спектакль в спектакле
И всё-таки главная фишка – это не наглые феи и не романтичные главные герои, и даже не маски, а труппа мастеровых, которые ставят для герцога Тесея пьесу “Пирам и Фисба”, театр в театре, спектакль в спектакле. Они пребывают вне времени и творят на сцене чистейший постмодерн. Спойлерить не буду, но милейший персонаж, который играет Стену и Лунный Свет, не оставит вас равнодушными. Он просто душка, я гарантирую.
Подслушано в театре
"Красная рыба, красная. Лосось – это ж красная рыба? Как "не знаю"? Биология, седьмой класс!"
"У театров современных две беды – ковид и вольнодумие".
"Люблю смотреть, как загибаются современные театры. Нет, я не про этот. Я про другой".
"Люблю театр. Стоишь, никого не трогаешь – а на тебя выскакивают актёры, говорят что-нибудь и убегают!"
Читайте также: