Проверь, не переученный ли ты левша. А может, ты вообще амбидекстр?

Поговорили с нейропсихологом Ириной Хвингией, почему вредно переучивать левшей и как вообще определить, какая рука у тебя действительно ведущая
Проверь, не переученный ли ты левша. А может, ты вообще амбидекстр?
shutterstock.com
Левши и правши.

Полушария рулят

За то, какая рука у нас будет ведущей, отвечает наш мозг. 

– Примерно в 5–6 лет завершается латерализация, то есть выделяется доминирующее полушарие мозга. Если у нас ведущее правое полушарие, то мы левши, если левое – то правши, – поясняет Metro нейропсихолог Ирина Хвингия. 

По словам специалиста, до 5 лет дети могут перекладывать из руки в руку карандаш, ложку и так далее. Помогать им с определением ведущей руки не нужно, так как ведущее полушарие от этого не поменяется. 

– В норме, если у ребёнка ведущее полушарие правое, то активнее у него должна быть левая рука, – говорит Ирина Хвингия. – Когда мы заставляем ребёнка перекладывать в другую руку карандаш, мы лишь создаём когнитивный диссонанс (психологический дискомфорт). И здесь мы можем получить гиперактивность, снижение концентрации внимания, раздражительность, в некоторых случаях нарушения сна. 

Не стоит забывать, что у левшей не только левая рука ведущая, но и левый глаз, ухо, нога. И если мы перекладываем ложку, ручку ребёнку в правую руку, а ведущей ногой у него остаётся левая, то он ещё больше будет уставать, так как у него нарушается ещё и координация в целом.
Ирина Хвингия, нейропсихолог, клинический психолог

Кто такой амбидекстр

Бывают случаи, когда у человека ведущее полушарие не определено – и оба полушария являются в одинаковой степени ведущими. 

– Это называется амбидекстрией, при которой человек может в равной степени владеть обеими руками: что-то делать правой рукой, что-то левой. Я сама амбидекстр, как и моя старшая дочь. Амбидекстрия никак не влияет на обучаемость, не портит жизнь и не вносит каких-то изменений в деятельность человека, – говорит нейропсихолог.

До 5 лет ребёнок может перекладывать ложку или карандаш из руки в руку, пока не завершится латерализация, то есть пока не выделится доминирующее полушарие мозга. 

Никакой катастрофы нет, если ребёнок пишет левой рукой. Скорее, по словам нашего спикера, проблемы могут начаться, когда на этот процесс пытаются повлиять. Тем не менее бывают случаи, когда ребёнок 5–7 лет перекладывает из руки в руку, например, ручку или карандаш не из-за незавершённой латерализации или амбидекстрии, а из-за того, что быстро утомляется и пытается таким образом облегчить себе задачу. 

– Тут уже нужно смотреть, нет ли нарушения регуляции мышечного тонуса и двигательных динамических функций. Это может определить нейропсихолог, который разбирается с тем, как вообще сформированы высшие психические функции и нет ли нарушений во взаимодействии сигналов головного мозга и конечного действия. До 12 лет всё это можно легко скорректировать, – уточняет специалист. 

У левшей лучше развито правое полушарие. Можно заставить ребёнка писать другой рукой, но ведущее полушарие не изменить.
Shutterstock
У левшей лучше развито правое полушарие. Можно заставить ребёнка писать другой рукой, но ведущее полушарие не изменить.

Переученные левши

– Подход в советских школах был таков, что переучивали всех, так что многие нынешние взрослые приблизительно 40 лет и старше могут быть переученными левшами. Быстрая утомляемость, усталость и так далее могут быть как раз признаками работы не того полушария, – говорит Ирина Хвингия. – Однако если переучиваться в приличном возрасте в обратную сторону, это тоже потребует затрат и эффекта не будет, какого мы хотим. 

По словам нейропсихолога, есть несколько тестов на определение латерализации: 

– Самый известный – это тест Аннет, но мне, как специалисту, больше нравится комплексный опросник определения ведущего полушария, где учитывается так же ведущий глаз, нога, ухо. 

Если вы сомневаетесь, а не переученный ли вы левша, предлагаем это проверить.

Тесты на определение ведущей руки 

Тест Аннет

Нужно ответить на 12 вопросов. Ответ "Только правой" оценивается в +2 балла; ответ "Чаще правой" оценивается в +1 балл; ответ "Любой рукой" оценивается как 0; ответ "Чаще левой" оценивается в -1 балл; ответ "Только левой" оценивается в -2 балла.

Какая рука у вас больше трудится?
Shutterstock
Какая рука у вас больше трудится?

Итак, при совершении этих действий какую руку вам привычнее использовать?

1. при письме;

2. при бросании мяча;

3. зажигая спичку;

4. используя ножницы;

5. вдевая нитку в иголку;

6. при подметании;

7. держа лопату при вскапывании;

8. при сдаче карт, карточек;

9. действуя молотком;

10. держа зубную щётку;

11. держа стакан;

12. держа расчёску.

Результаты: После опроса все баллы алгебраически суммируются. Показатели от +24 до +17 баллов оцениваются как "Выраженная праворукость"; от +8 до -8 – как "Амбидекстрия (владение обеими руками в равной степени)"; от -9 до -16 – как "Слабая леворукость", от -17 до -24 – как "Выраженная леворукость".

Комплексный метод (Яссман Л.В., Даниленко В.Н., 1999)

Непроизвольные движения могут много рассказать про активность ваших полушариев.
Shutterstock
Непроизвольные движения могут много рассказать про активность ваших полушариев.

1. Переплести пальцы рук (сверху большой палец правой руки – ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки – правое).

2. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определённой точке, поочерёдно закрывает правый и левый глаз (карандаш смещается при закрывании правого глаза – ведущее полушарие левое; смещается при закрывании левого глаза – ведущее полушарие правое).

3. Имитировать позу Наполеона, скрестив руки на груди (кисть левой руки первой направляется к предплечью правой руки и оказывается сверху – ведущая левая рука, а ведущее полушарие правое и наоборот).

4. Имитировать аплодисменты (сверху находится или более активна правая рука – ведущее полушарие левое и наоборот).

5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую чистый лист на две части (линия ближе к правому краю листа – ведущее правое полушарие; линия ближе к левому краю – ведущее левое полушарие).

6. Нарисовать треугольник и квадрат левой и правой рукой (лучше и быстрее нарисованы фигуры правой рукой, ведущая правая рука, а ведущее полушарие – левое и наоборот).

7. Нарисовать круг, завершив его стрелкой (стрелка указывает направление против часовой стрелки – ведущее полушарие левое; по часовой – правое).

8. Сидя на стуле, положи ногу на ногу (сверху правая нога – ведущее полушарие левое и наоборот).

9. Стоя кружиться в удобную сторону (кружится против часовой стрелки – ведущее полушарие левое и наоборот).

10. Быстро моргнуть одним глазом. (быстрее моргает правый глаз – ведущее полушарие правое и наоборот).

 11. Начертить произвольное количество палочек за 10 секунд (больше поставлено палочек правой рукой – ведущее полушарие левое и наоборот. Если одинаковое количество – правое полушарие).

Результаты: Разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушария делится на 11 и умножается на 100. 

Больше или равен 30 – полное доминирование левого полушария.

От 10 до 30 – неполное доминирование левого полушария.

От 10 до - 10 – неполное доминирование правого полушария.

Ниже - 10 – полное доминирование правого полушария.