Программный директор фестиваля рассказал, почему у нас редко снимают хорроры

И в каких странах умеют это делать лучше всего
Программный директор фестиваля рассказал, почему у нас редко снимают хорроры
horrorfestival.ru
Кадр из фильма "Проклятие монахинь".
Егор Москвитин,  программный директор I Международного кинофестиваля «Хоррор Фест».
Егор Москвитин, программный директор I Международного кинофестиваля «Хоррор Фест».

I Международный кинофестиваль «Хоррор Фест» откроется сегодня. С 9 по 12 декабря в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Новосибирске пройдут российские премьеры редких фильмов ужасов с самых престижных мировых смотров – Канн, Венеции, Торонто, Шанхая, Монреаля, Ситжеса и Трайбеки. Мы узнали у Егора Москвитина, зачем пугать зрителей перед Новым годом и Рождеством

Почему фестиваль ужастиков именно сейчас, в предновогоднее время?

Потому что нам хотелось подарить зрителям "кошмар перед Рождеством" – чёрные ночи сильных эмоций, после которых выходишь на улицу и видишь белый снег. Сначала – страх, потом – радость. Как у Лескова в "Чертогоне", у Диккенса в рассказе  "Рождественская песнь" и у Достоевского в "Мальчике у Христа на ёлке" – только в кино!

Ну а ещё конец года – идеальная пора, чтобы всё подытожить, какие страхи обуяли нас в 2021 году? Как искусство помогает нам справиться с ними? И что происходило с жанром? Неслучайно все 9 картин, которые мы отобрали для российской премьеры, уже были представлены на мировых фестивалях – в Каннах, Венеции, Торонто, Шанхае, Ситжесе, на "Фантазии" (Канада) и на "Трайбеке" (США).

И какие страхи держат нас в тисках в последние годы? Как ужастики поменялись тематически?

Фильмы ужасов выросли из готических романов и театра гиньоль – двух культурных явлений 19-го века, предполагавших, что страх – это способ рассказа о недопустимом в обществе. И поскольку границы допустимого сдвигаются, то меняются и темы ужастиков. Главные темы сегодня – страх беспомощности перед болезнью (своей и близких), страх резко потерять своё положение в обществе, страх замкнутого пространства и сосуществования в экстремальной близости, страх дискриминации, страх жизненной неудачи. Ну а что касается приёмов создания напряжения, то они становятся всё более изобретательными: психологическая пытка современным режиссёрам интереснее, чем выпрыгивание с ножом из-за угла.

Есть ли национальные особенности у ужастиков?

На самом деле фильмов и авторов так много и они все настолько разные, что говорить о национальных закономерностях – значит, сводить всё к стереотипам и ярлыкам. Но позволю себе немного упрощений. Азиатские ужастики – самые эксцентричные, радикальные и сентиментальные. Чтобы убедиться в этом, приходите к нам на тайваньский комедийный хоррор "Вали отсюда", в котором зомби захватывают парламент. Скандинавские ужастики – холодные, медленные и отстранённые, мистика в них – лишь оболочка для социальной критики. Прямиком из Канн к нам пожаловал фильм "Паранормальные", в котором невинные дети оказываются носителями зла. Для стран Центральной Европы важна эстетика – даже в ужасном. Поэтому в фильме "Бабушка" мы видим мучения юной фотомодели, вынужденной расплачиваться за свою красоту.

А как дела обстоят в России с жанром хоррора? Наши режиссёры ведь не очень любят снимать ужастики. Почему?

Массовые хорроры – очень ремесленный жанр со строгими законами и традициями, поэтому пройдёт ещё много времени, прежде чем он начнёт поддаваться нашим режиссёрам. Но исключения уже есть, например, невероятно старательный Святослав Подгаевский, и я говорю это не только потому, что он вошёл в жюри нашего фестиваля. (Смеётся.) Очень много хороших хорроров снимают в Якутии – республике, где земное существование героев принято согласовывать с силами Верхнего и Подземного миров. А ещё наши кинематографисты активно осваивают жанр психологического триллера – ведь это в некотором смысле жанр нашей жизни. Последние удачные примеры – фильмы "Казнь" и "Хочу в игру".

В чём уникальность жанра хоррор и почему ужастики – это глубже, чем мы привыкли думать?

Страх – невероятно мобилизующий механизм, поэтому всякий раз, когда мы его переживаем, наш организм  подсказывает нам путь к спасению. Поэтому жанр ужастиков идеально подходит для рефлексии времени, осмысления реальности, "учебных" столкновений с той или иной проблемой. Описав свой страх и заглянув ему в глаза, ты обретаешь шанс его победить. И чем ужаснее времена, тем сильнее запрос зрителя на борьбу со страхами. Поэтому жанр процветает, завоёвывает признание фестивалей (в том году в Каннах и Венеции победили, по сути, боди-хорроры об истязаниях женского тела) и вдохновляет всё больше необычных режиссёров (ведь Кубрик, Полански, Хичкок, Фридкин, Фриц Ланг и Дарио Ардженто – отличная компания).

Какие фильмы из программы первого фестиваля – главная гордость смотра и почему? 

Гордимся всеми фильмами, но среди них есть три картины без российских прокатчиков. То есть увидеть их можно будет только на фестивале, и ради них мы делали субтитры, вели самые долгие переговоры и шли на рискованные расходы. Поэтому очень хочется увидеть на них полный зал! Это итальянский психологический триллер "Ариаферма" о противостоянии надзирателей и заключённых в тюрьме. Это тайваньская зомби-комедия "Вали отсюда", в которой зомби захватывают парламент (и получается политическая сатира). И это американская семейная драма "Моё сердце не будет биться, пока ты не прикажешь". В ней брат и сестра ухаживают за своим младшим братом-вампиром, и это не только ужастик о кровопийцах, но и метафора гораздо более страшных и реальных вещей – инвалидности, абьюзивных отношений в семье и страха перед всем иным.

Что ещё покажут на фестивале

Кадр из ужастика "Вали отсюда".
horrorfestival.ru
Кадр из ужастика "Вали отсюда".


"Вали отсюда" / Tao chu li fa yuan  (18+)

Чёрная комедия про неудачника Ван Ю-вэя, который неожиданно становится депутатом в парламенте Тайваня. Но в первый же его рабочий день мир сходит с ума – все окружающие превращаются в омерзительных зомби.

Кадр из фильма "Бабушка".
horrorfestival.ru
Кадр из фильма "Бабушка".

"Бабушка" / La abuela  (18+)

Триллер про начинающую модель, которой приходится оставить работу в Париже, чтобы вернуться в родной Мадрид ухаживать за болеющей бабулей. Эти несколько дней окажутся для девушки пострашнее любых ночных кошмаров. И дело не в смене уток...

"Проклятие монахинь".
horrorfestival.ru
"Проклятие монахинь".

"Проклятие монахинь" / Agnes (18+)

Мистическая и хулиганская драма о «невестах Господа», одержимых демоном. В монастырь с «подозрительными» монахинями отправляются опытный священник и его молодой помощник – изгонять бесов, но на деле узнают многое и о себе.

Фильм "Паранормальные".
horrorfestival.ru
Фильм "Паранормальные".

"Паранормальные" / De uskyldige (18+)

Мрачная скандинавская сказка про компанию милых детишек, которые обнаруживают у себя пугающие сверхъестественные силы. Фильм – участник программы "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля. 

"Сожжённый заживо".
horrorfestival.ru
"Сожжённый заживо".

"Сожжённый заживо" / The Devil’s Tail (18+)

Альманах из 6 историй, действие которых разворачивается в старом госпитале. Все части (или байки) картины объединяет леденящая кровь легенда о пациенте с жуткими ожогами, который исчез сразу после операции, а потом вернулся...