На выставке "Большое летнее путешествие" собраны советские рекламные плакаты 1960-х годов, посвящённые летнему отдыху. Особенно обращает на себя внимание множество работ, связанных с отдыхом на воде.
– Советскому человеку предлагали исследовать реки и моря – Волгу и Неву, Чёрное и Балтийское, – рассказывает Metro хранитель фонда плаката РГБ Юлиана Твердюкова. – Такие маршруты и сейчас всех привлекают. Некоторые плакаты зовут и в нетривиальные путешествия – например, прокатиться по северным рекам Лене и Витим. А после работы почему бы не отправиться вечером на теплоходе, ведь, как гласит лозунг на плакате, это "лучший отдых после трудового дня"!
Такое количество плакатов на тему водных круизов и прогулок объясняется просто – именно в 1960-е годы в Советском Союзе был построен обширный парк пассажирских речных и морских судов. Многие из них до сих пор бороздят русские реки. Некоторые изображённые на плакатах суда интересны своей историей.
Например, теплоход "Эстония", спущенный на воду в 1960 году и проплававший до 2003 года. "Эстония" была рассчитана на 340 пассажиров и выполняла в том числе международные рейсы, поэтому билеты на теплоход можно было приобрести по всему миру, от Финляндии до Токио. Её первым капитаном был пионер трансатлантических рейсов Арам Оганов, получивший "за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана развития морского транспорта" звание Героя Социалистического Труда.
"Красивые и удобные каюты, просторные, с большим вкусом меблированные салоны, солнечные палубы с шезлонгами, уютные рестораны и другие удобства создают благоприятные условия для отдыха и увлекательной поездки. Можно побывать в вечнозелёной Колхиде и в затянутых голубоватой дымкой заливах Севера и Балтики, любоваться серебристыми лиманами Приднепровья". Из буклета "Эстонии"
– Все плакаты создавались по заказу ведомств Министерства транспорта и советов по туризму, но лучшие образцы плакатного искусства достоверно отражают дух времени, – рассказывает Metro хранитель фонда плаката РГБ Юлиана Твердюкова. – В 1950-е годы произошла смена поколений художников. В 60-е постепенно укоренился более раскрепощённый стиль визуального воплощения. В рекламном плакате новые тенденции отображаются ярче, присутствует свобода в творческой реализации, где художники могли экспериментировать и добавлять в свои работы элементы искусства периода оттепели.
А один из плакатов зовёт даже в Антарктиду и рассказывает о, пожалуй, одном из самых легендарных отечественных судов – "Кооперации". Именно этот теплоход в 1937 году привёз из США самолет АНТ-25, на котором Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков совершили беспосадочный перелёт Москва–Портленд через Северный полюс. "Кооперация" совершила несколько рейсов к берегам Антарктиды, доставляя специалистов и грузы первых советских антарктических экспедиций. В 1957–1958 годах на борту «Кооперации» к берегам Антарктиды ходил известный эстонский писатель Юхан Смуул, написавший в плавании «Ледовую книгу», которая была переведена на 33 языка и стала своеобразным литературным памятником теплоходу.