Выпускница Парижской школы моды и дочь русского дипломата Маша Андрианова родилась и выросла во Франции, где она изучала народный костюм, его историю и структуру. Её интерес к русским традициям в одежде начался с деревенских бабушек, их цветочных халатов и платков, потом дизайнер стала вдохновляться русской природой, традиционным костюмом и даже эстетикой Советского союза. Особой любовью Маши стали рубашки. Она стала чаще бывать в России, в итоге переехала и начала творить.
Любовь с первой вышивки
Идею для первой коллекции Маша подсмотрела в Московском музее декоративно-прикладного искусства, где хранится коллекция русского народного костюма.
– Я ничего подобного раньше не видела, и она произвела на меня огромное впечатление, особенно вышивка, – вспоминает Маша. – Мне захотелось научиться вышивать. И для своей первой коллекции я все вышивки сделала сама.
Три года дизайнер создавала коллекции в одиночку – рисовала эскизы, шила, вышивала. Зато сейчас в команде Андриановой есть портная, конструктор и вышивальщица.
Раньше Маша закупала ткани во Франции, на складах, где распродают остатки от коллекций известных брендов. Сейчас, когда возникли трудности с поездками за рубеж, старается находить хорошие ткани на российских фабриках, но чаще покупает итальянские или французские, которые ещё возможно найти у нас.
Самой знаковой для себя дизайнер считает коллекцию "Северная земля" 2019 года, которая появилась после путешествия по Архангельской области и Карелии.
– Тогда меня настолько поразила северная природа, что я поняла: это абсолютно моя эстетика, это то, что я искала ещё во Франции. Мы остановились в семье настоящих карелов, они мне рассказывали про своих предков, о том, как важно хранить память, – рассказала Маша. – В Карелии я придумала самую популярную среди моих клиенток вещь – понёву. Хотя она относится скорее к костюму южных регионов, я взяла этот фасон за основу и стала делать собственные модели, например плиссированные понёвы.
Понёва – женская шерстяная юбка из нескольких кусков ткани с украшенным подолом. Вплоть до начала 20-го века была распространена в южновеликорусских и белорусских областях.
И ещё в Карелии её поразила деревня Нюхча, которая тоже стала для дизайнера источником вдохновения в творчестве.
– Там всё сохранилось как сто лет назад. Местная жительница создала музей поморского быта "Хламной сарай", куда люди приносят памятные вещи. Так сохраняется общая память, – добавила дизайнер.
Вторую важную для неё коллекцию "Весенние обряды" Маша Андрианова создала в этом году. Она вдохновлена нательной рубахой.
– Рубаха – главный элемент русского костюма, магический предмет, сопровождающий человека на протяжении всей жизни, – уверена Маша. – Я сама собрала коллекцию старинных рубах – покупаю на блошиных рынках, иногда в деревнях. Не перестаю удивляться, насколько они разные. Прежде чем сшить свои, современные рубахи, я изучила старинные образцы, каждый шовчик.
Этим летом Маша сшила длинные рубахи из льна в разных оттенках. Они сразу полюбились светским модницам. Но самой популярной вещью до сих пор остаётся платье "Алефтина" из коллекции "Северная земля". Это простое серое платье свободного кроя с "летящими" рукавами и широким поясом.
Мексика или Венеция? Карелия!
– Меня приглашали в Мексику на фестиваль ремесленников как единственного представителя от России. Многие расспрашивали про моё творчество, русский костюм, мне хотелось показать, какой он разнообразный. Что бы там ни говорили, к русской народной культуре всегда большой интерес в других странах, потому что ничего подобного нигде нет. А в Венеции я показывала свою коллекцию в рамках параллельной программы Венецианской биеннале современного искусства, – сказала Маша. – Но моим местом силы остаётся Карелия, прошедшим летом я снова туда ездила, а ещё впервые посетила Кострому. Моя мечта – объездить много деревень, где люди сохраняют связь с природой.
Сейчас она работает над новой коллекцией, которая будет отличаться от предыдущих.
– Источником вдохновения послужил фотоальбом моей бабушки, – признаётся дизайнер. – Это Москва 1950-х годов, там есть этот неповторимый дух советской Москвы.