– После школы я окончил техникум, потом институт, но ни один педагог так не врезался мне в память, как Георгий Леонидович Асеев, – рассказывает 83-летний пенсионер Валерий Григорьевич Литинский. – Сейчас нас, выпускников 1957 года, в живых осталось всего 8, но, каждый раз, собираясь вместе, мы с любовью вспоминаем нашего Жору...
Спустя 66 лет после выпуска Валерий Григорьевич с одноклассниками встретились и поняли, что хотят дать родной школе имя любимого учителя. Тем более 2023-й признан Годом наставника и педагога – когда, если не сейчас? Группа выпускников написала письма в Департамент образования и науки города Москвы и Мосгордуму и теперь надеется на положительный ответ. Тем более заслуги Георгия Леонидовича не только перед родной школой, но и перед всей системой образования не рядовые.
Мог и оплеуху отвесить
– Он пришёл к нам в школу после войны, – рассказывает об Асееве Валерий Григорьевич. – Хромал – у него было ранение в ногу, но ходил без палочки... Мальчишки знали, что он был на передовой, ходили разговоры, что во время одного из боёв он собой прикрыл товарища...
Асеев действительно отличился на фронте. С 1939 по 1946 год он служил в частях Военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота: участвовал в «зимней войне» с финнами и в Великой Отечественной. Был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями "За оборону Москвы", "За взятие Кёнигсберга" и "За победу над Германией". Неудивительно, что в свой 31 год, когда он пришёл работать директором в тогда ещё 182-ю гимназию, он был для мальчишек авторитетом.
– Ласково мы называли его Жорой, но только между собой, – улыбается Литинский. – Знали – он такие оплеухи давал! Но "учил" только по делу – кто матом ругался, кто курит. Мне от него ни разу не доставалось.
Два отца последнего звонка
Но запомнили Асеева прежде всего не за физическую силу и даже не за фронтовые подвиги. Георгий Леонидович, придя в гимназию, начал всё активно менять.
– Он не был похож на других "дореволюционных" преподавателей, – говорит Литинский. – У него во всём чувствовался новый подход: например, он придумал начинать учебный день с прослушивания гимна и выноса флага, при нём в школе стали проводить утренние зарядки...
Мы называли его Жорой, но по-доброму – кличку дают только любимым учителям. Валерий Литинский, выпускник средней школы № 182 (ныне – СОШ № 1501)
Привычные любому школьнику стенгазеты – тоже ноу-хау Асеева, как и школьное радио, которого до него не существовало ни в одном отечественном учебном заведении. А ещё, по словам Литинского, Георгий Леонидович придумал еженедельные школьные дежурства и устраивал для учеников зимние и летние лагеря:
– Во время каникул мы выезжали в лес... Две палатки – в одной мальчики, в другой девочки – в каждой по 32 человека. А нам всего-то по 14–15 лет. В каждой палатке по две буржуйки. По ночам дежурства, чтобы огонь в печках не погас. Проблемы решали вместе. Были такая дисциплина и самоорганизация, которую сейчас сложно представить.
Главным же нововведением Асеева считается внедрение первого и последнего звонка. До 1948 года начало и конец учёбы в школе считались формальностью. Интересно, что параллельно с Асеевым идея проводить линейки в честь окончания школы пришла к педагогу краснодарской школы №12 Фёдору Брюховецкому. Последний звонок в Краснодаре и Москве прошёл в один день – 25 мая, поэтому отдать кому-то первенство невозможно. Кстати, Асеев добивался, чтобы дата последнего звонка была закреплена за 25 мая и отмечалась каждый год как 1 сентября, но массово идею не поддержали.
Традиция для всех
Георгий Леонидович возглавлял гимназию №182 до 1956 года, поэтому выпускались Литинский и одноклассники уже без любимого директора.
– С момента его прихода многое поменялось, – вспоминает Валерий Григорьевич. – Когда мы выпускались, линейки в конце учёбы проводили уже по всей Москве, а потом и по всему Союзу. В этом уже не было чего-то особенного.
После ухода из школы довольно скоро Асеев стал начальником Главного управления народного образования Москвы (ГУНО), где проработал до самой смерти. При нём, например, появилась система обучения руководства школ и курсы повышения квалификации для учителей.
– Великий педагог, красавец-мужчина... Многое после себя оставил, а его имя забывается, – рассуждает Валерий Григорьевич. – Разве это справедливо?..
Кстати
Эту мемориальную доску повесили в школе на деньги, полученные от сбора макулатуры. Учительский коллектив так хотел увековечить столь знаковое событие для отечественного образования, как проведение первого в истории последнего звонка, что решено было не дожидаться помощи от властей и сделать всё необходимое для установки собственными силами.