1830 год. Бывший солдат британской армии, а теперь священник Томас Манро (Гай Пирс) отправляется на торговом судне в Эпворт, британское поселение в Новой Зеландии. Корабль становится на якорь для ремонта, и Манро оказывается свидетелем стычки между племенами маори. Он спасает Рангимаи (Тиореор Нгатаи Мельбурн) – дочь вождя Майануи (Антонио Те Майоха) и привозит её с собой в Эпворт.
![При желании любой может стать маори, рассказывает фильм "На краю земли"](https://static.gazetametro.ru/media/20240612000652/e175d5a21458e7854f9d0ed699e52ab8235ba80de01171d9d40944b567645324.jpg)
Не все колонисты избавлены от расистских чувств по отношению к девушке и приставленному к ней для охраны воина маори, но гораздо опаснее для коренных племён бесконтрольно продаваемое им британцами огнестрельное оружие. Манро понимает, что стремление европейцев к обогащению в итоге истребит маори и пытается образумить всех – и продавцов, и покупателей. "Нельзя добиться мира с помощью войны", – пытается он подтолкнуть одного из вождей к перемирию. "Это безжалостная земля, пропитанная кровью. Как и Англия", – поясняет ему вождь.
![Английский огнестрел до добра не доведёт.](https://static.gazetametro.ru/media/20240612000624/740a1b884d8b5e7ca753932071ae311f62be53eb2e902fc17028cb590a8203eb.jpg)
В эпоху обрушения колониальных устоев, когда на другом конце Земли с постаментов летят памятники Христофору Колумбу и Аврааму Линкольну, новозеландский режиссёр Ли Тамахори взял на себя смелость рассказать историю о присутствии британских колонистов в Полинезии. Колониальная тема коммерчески беспроигрышна: интерес к ней по-прежнему большой, и точно так же всё ещё немал риск оскорбить чьи-либо чувства.
Автор одного из фильмов "бондианы" "Умри, но не сейчас" Ли Тамахори полукровка – он наполовину британец, а наполовину маори. Возможно, именно это обстоятельство позволило ему придумать идеально сбалансированный, если не сказать беспроигрышный в дипломатическом смысле, сюжет. Опасная жажда наживы колонистов в этой истории уравновешивается дикими нравами полинезийских племён, без раздумий готовых отсечь голову любому, кто попробует перейти им дорогу, а христианским призывам к примирению нимало не уступает природная широта души маори, способных в последний момент передумать резать горло своему оппоненту.
![Маори любят войну.](https://static.gazetametro.ru/media/20240612000648/0d0fefb2eb684d7ae838b2df2262c4e084d55cf07844ffc7037fa3cc4917a63d.jpg)
Главный герой Томас Манро очень похож на альтер эго режиссёра, в котором смешалась кровь колонизаторов и колонизуемых. Исполнитель этой роли Гай Пирс даже внешне похож на Тамахори: режиссёр рассказывал, что давно мечтал сделать с ним фильм. Манро не просто пытается примирить племена маори, он, в конце концов, становится символической фигурой если не примирения, то исторического принятия полинезийской конкисты. Даже конь у него сказочно-белый – как в честертоновской "Балладе о белом коне".
Вероятно, отсюда, несмотря на энергичные, но короткие картины межплеменных схваток, в фильме привлекает какое-то подспудное спокойствие течения сюжетного действия. Каждый кровавый эпизод здесь то растворяется в эхе песни-плача маори, то скрывается за кисеёй природных красот: время и природа побеждают забвением любую человеческую трагедию. Оператор картины то всматривается в утренних птиц, то любуется светящейся на солнце паутиной – не говоря о потрясающих открыточных пейзажах тихоокеанского побережья (фильм снимали в окрестностях Окленда).
![Новозеландские пейзажи погасят любые конфликты.](https://static.gazetametro.ru/media/20240612000652/48317bc04fe35e460f049d727d86403144add04bf18e88005b4a3bfb7b855dcb.jpg)
Картина абсолютно замечательна (и это в ней едва ли не самое главное) этническим элементом: актёрами-маори, их языком, татуировками, песнями и боевыми танцами. Ли Тамахори явно получает удовольствие от погружения в эту часть своей натуры. Что для режиссёра – возвращение, то для его героя – перерождение. "Что у вас на лице?" – спрашивают британцы у Манро, указывая на появившиеся у него маорийские татуировки. "История моей жизни", – отвечает он.