Президентом Аргентины стал Безумец – почему страну ждёт "шоковая терапия"

Эксперт объяснил Metro, с какими проблемами столкнётся Аргентина и кто может помешать Хавьеру Милею воплощать в жизнь радикальные реформы
Президентом Аргентины стал Безумец – почему страну ждёт "шоковая терапия"
Tomas Cuesta / Getty Images
Хавьер Милей.

Безумцу нужно большинство

20 ноября либертарианец от партии "Свобода наступает" Хавьер Милей выиграл президентские выборы в Аргентине. В воскресенье состоялась его инаугурация – Милей, которого из-за эксцентричного поведения называют Безумцем (а также "мини-Трампом"), принёс присягу на посту главы государства за закрытыми дверьми. Впервые церемонию не транслировало телевидение. По мнению Милея, в Аргентине сложилась "критическая ситуация", поэтому "праздновать нечего". Правда, после инаугурации новоизбранный эксцентричный президент всё же не удержался и спел отрывок из песни Panic Show рок-группы La Renga: "Привет всем, я – лев. <…> Я король потерянного мира. Я – король и разорву тебя на части".

Хавьер Милей во время инаугурации.
LUIS ROBAYO / AFP
Хавьер Милей во время инаугурации.

Милей заявил, что предпочитает говорить "неудобную правду, а не удобную ложь". Страну, годовая инфляция в которой превысила 140%, ждёт "шоковая терапия". "Ни одно правительство не получало худшего наследства, чем то, что получаем мы", – констатировал аргентинский лидер.

Новый президент Аргентины прославился тем, что предлагал крайне радикальные реформы во время предвыборной кампании. Главным образом, он планирует провести долларизацию экономики и урезать раздутый, по его мнению, госаппарат. Однако проводить эти реформы будет непросто.

– В Аргентине работает двухпалатный конгресс, где у Милея нет большинства. А большинство нужно для того, чтобы проводить свои реформы, – объясняет Metro старший научный сотрудник Института Латинской Америки Татьяна Русакова. – Каждый закон и указ должны проходить через конгресс. Поэтому радикальность мер, которые Милей обещал в своей предвыборной программе, будет зависеть от того, насколько его поддержит конгресс. У его собственной партии "Либертад аванса" (La Libertad Avanza) достаточно мало мест. Поэтому ему придётся строить хорошие межпартийные альянсы.

Насколько далеко зайдёт "экономист с бензопилой"?

Javier Milei Presidential Rally In Buenos Aires Хавьер Милей с бензопилой на предвыборном митинге.
Tomas Cuesta / Getty Images
Хавьер Милей с бензопилой на предвыборном митинге.

На этом сложности с воплощением в жизнь радикальных реформ не заканчиваются. Даже если Милей заручится поддержкой большинства в конгрессе, сокращение госаппарата – задача сложная. Да, на предвыборных митингах политик часто появлялся с бензопилой, которая символизировала его намерение покончить с раздутым госаппаратом, а в вирусных роликах в соцсетях он срывал стикеры с названиями "лишних" министерств. Но в реальности всё куда сложнее.

– У Милея была очень яркая предвыборная кампания в Сети. Все радостно репостили ролики с ним, мемы делали. Но одно дело, когда ты красиво идёшь с бензопилой по улице, а другое, когда дело доходит до реальности, – говорит специалист Татьяна Русакова. – Был подписан указ, согласно которому сейчас в Аргентине остаётся девять министерств (всего их было 19. – Прим. ред.). Но представьте себе, сколько в каждом министерстве работает госслужащих. Они все окажутся на улице, куда они пойдут? Госсектор всё-таки серьёзный работодатель, всех уволенных частный сектор не потянет. Безработные выйдут на улицу, случится социальный взрыв, будет то же самое, что происходило в Чили в 2019 году, когда люди всё вокруг крушили, а столица Сантьяго была фактически парализована. 

ЦИТАТА
Министерство туризма и спорта – на выход! Министерство культуры – на выход! Министерство окружающей среды и устойчивого развития – на выход! Министерство по делам женщин, гендера и разнообразия – на выход!
— Хавьер Милей во время предвыборного митинга
Последствия протестов в Сантьяго в 2019 году. Толпа буквально крушила всё на своём пути, а противодействие силовиков только раздражало людей. В итоге правительство было отправлено в отставку.
Marcelo Hernandez / Getty Images
Последствия протестов в Сантьяго в 2019 году. Толпа буквально крушила всё на своём пути, а противодействие силовиков только раздражало людей. В итоге правительство было отправлено в отставку.

В целом, многие политики, приходя к власти, обещают бороться с бюрократией – например, сокращая зарплаты чиновникам. Но вот полная ликвидация министерств – это что-то новое. Возможно, говорит эксперт, у Милея есть волшебный рецепт, как привести страну в чувство. Но пока что всё, что планирует новоявленный президент, может спровоцировать начало жестокого социального эксперимента. 

"Досидит" или нет?

Эксцентричность президента Аргентины натолкнула некоторых экспертов, в том числе и западных, на мысль о том, что Милей не досидит свой срок в кресле президента. Специалист Русакова считает, что об этом говорить пока рано – тот же Жаир Болсонару, бывший президент Бразилии, несмотря на все свои радикальные и популистские решения, отрицание опасности коронавируса и прочие выходки, свой срок "досидел".

Цифра
2027-й
– до конца этого года должен занимать Милей пост президента.

– Если Милей будет недоговороспособен, может произойти всё что угодно. Но не забывайте, что люди видят только фасад. При всей его эксцентричности с бензопилами и клонами собак у него есть своё видение и стратегия, – делится мнением специалист. 

К тому же народ в Аргентине настолько устал от критической обстановки в стране, что выбрали уже хоть кого – просто чтобы посмотреть, что будет дальше. Вообще, в сложившемся кризисе принято винить предыдущее "левое" правительство Альберто Фернандеса. Однако все почему-то забывают, что огромный кредит, который в 2018 году Аргентина взяла у МВФ (Международного валютного фонда) и который, собственно, спровоцировал нынешний кризис, страна взяла при правительстве Маурисио Макри, представителя "правого" крыла.

Наконец, ещё одна важная деталь: ядерный электорат Милея – это молодёжь, которая считает, что в социальном государстве в его классическом виде, со всеми его пенсиями, бесплатным образованием и вкладом в человеческий капитал, никакой справедливости нет. Сам Милей в 2018 году заявил, что перераспределение доходов – это "насильственный акт", а главный общественный благодетель – это "бизнесмен". 

– Почему? Потому что бизнесмен априори успешен, закаляется в конкурентных битвах, решает вопросы, выживает на рынке. Социальное же государство у богатых эти средства берёт и через налоги и льготы распределяет по более бедным, – объясняет эксперт по Латинской Америке. – Милей уверен, что никакой справедливости в этом нет. Свобода в его представлении – это когда никто никому ничего не должен.