Премьера "Властелина колец" состоялась 20 лет назад, но не только этим запомнился 2001-й

Metro выяснило, почему 2001 год стал одним из самых плодотворных в истории кино, и чем это обернулось
Премьера "Властелина колец" состоялась 20 лет назад, но не только этим запомнился 2001-й
Sion Touhig / Getty
Элайджа Вуд, Орландо Блум и Лив Тейлор на мировой премьере "Властелина колец" в 2001 году.

В своей книге "Лучший год в истории кино" американский журналист Брайан Рафтери называет 1999 год переломным для кинематографа. Насчёт лучшего можно поспорить, но вышедшая в том году “Матрица” начала эру блокбастеров, в которой мы живём. Отличился и 2001 год, отмеченный началом дорогостоящих франшиз. А ещё ровно 20 лет назад вышло множество фильмов, приобретших культовый статус. 2001 год определённо удался! Газета Metro вспоминает главные фильмы-юбиляры, повлиявшие на то, что мы смотрим сегодня.

Властелин колец: Братство кольца

Компьютерную графику начали использовать в кинематографе ещё в 1980-х. “Матрица” показала полностью нарисованный в графическом интерфейсе мир. Но повернул кинематограф в сторону тотального CGI Питер Джексон. Титанический масштаб “Властелина колец” потрясает воображение и сегодня. Создав тончайше проработанную материальную вселенную на основе великой книги Толкина, новозеландский “хоббит” задал стандарт современных фэнтези-фильмов. Без “Властелина колец” не было бы не только эпичных сражений “Трои” и “Александра” на большом экране, но и “Игры престолов” с “Ведьмаком”. Никто так воодушевлённо не звал нас на битву со Злом, как Джексон. Зрители помнят то захватывающее ощущение, которое они испытывали во время прихода эльфов в Хельмову Падь или атаки роханцев при битве за Минас-Тирит.

"В эпоху до стриминга и смартфонов кинотеатр был местом силы, а не просто способом развлечься". Брайан Рафтери, автор книги “Лучший год в истории кино”

14 декабря 2021 года “Братство кольца” включили в Национальный реестр фильмов библиотеки Конгресса, признав национальным достоянием.

Гарри Поттер и философский камень

Никто не ждал успеха детской сказки в циничные 90-е, когда на экранах царили Тарантино и Дэнни Бойл с его одой шотландским наркоманам “На игле”. Но успех экранизации первой книги Джоан Роулинг был предрешён. Магическим миром были очарованы все, дети мечтали получить приглашение в Хогвартс, летать на метле и играть в квиддич. С тех пор вселенная Роулинг превратилась в гигантскую франшизу. На днях вышел трейлер нового фильма из серии “Фантастические твари” – спин-оффа “Гарри Поттера”. Десятилетием янг-эдалт (или так называемого подросткового, невзрослого кино), от “Голодных игр” до “Дивергента”, мы тоже обязаны истории о мальчике-волшебнике, которому суждено победить взрослое зло.

Шрек

Страшный огр, который на самом деле добрый. Прекрасная принцесса, которая наполовину страшный огр и способна отлично за себя постоять. Прекрасный принц, который на самом деле… совсем не прекрасный. Где это раньше было видано и слыхано? Авторы сказок XXI века занимаются переосмыслением канонов, и это заслуга “Шрека”. Принцесса в “Зачарованной” , которая спасает любимого (а не наоборот), дерущаяся сковородкой Рапунцель в “Запутанной истории”, воительница Мерида в “Храброй сердцем”, ищущая подвигов, а не принцев – все эти новые веяния подарил нам мультфильм про доброго, страшного, зелёного и сложного, как луковица, Шрека.

Малхолланд-драйв

Дэвид Линч задумывал “Малхолланд-драйв” в сериальном формате, как “Твин Пикс”, но получился фильм, и это к лучшему. Зловещим триллером, исполненным неразрешимых тайн и типичного для Линча хтонического ужаса, который разъедает реальность, режиссёр окончательно закрепил свой культовый статус в Голливуде. Независимое, сложное авторское кино переживает в наши дни, возможно, худшие времена за всю историю существования. Как сказал в уходящем году Вуди Аллен, студии с лёгкостью тратят 100 миллионов на блокбастеры, которые принесут им 500 миллионов, но не дадут денег на копеечный авторский фильм, потому что на нём не заработать. Если режиссёрам арт-хауса еще удаётся находить бюджеты, то лишь потому, что в головах продюсеров может щёлкнуть: “А вдруг это новый Линч?”

Блондинка в законе

В год выхода комедия собрала отличную кассу и заставила всех посмеяться. Прошло время, и фильм, сделавший Риз Уизерспун суперзвездой, оценили как намного более серьёзный. Ведь задолго до эпохи MeToo милашка в розовом, поступившая на юридический факультет в Гарварде, боролась против сексуальных домогательств и пыталась заставить увидеть в себе не только смазливую мордашку и красивую фигурку. Сегодня фильм входит во все списки феминистского кино. Пусть в комедийной и несколько легкомысленной форме, но “Блондинка” заговорила на том языке, который встречается сейчас повсюду.

Амели

Слегка сюрреалистическая история феи с Монмартра, снятая французским режиссёром мрачных сказок Жан-Пьером Жене, сегодня уже считается классикой. С неё начался взлёт Одри Тоту, сыгравшей с тех пор в огромном количестве фильмов, в том числе в романтическом триллере “Любит – не любит”, где её героиня похожа на злую и более безумную версию Амели. Кстати, сама актриса терпеть не может прославившую её роль, имевшую все шансы превратить её в Амели навеки, как Элайджу Вуда –во Фродо (от этого образа актёр, впрочем, уже избавился). Сентиментальный, но странноватый фильм остаётся столпом мейнстримного французского кинематографа. Все до сих пор хотят любоваться видами Монмартра и ждут парижских чудес.

Донни Дарко

Сложнейшая до взрыва мозга дебютная фантастика 26-летнего на тот момент режиссёра Ричарда Келли о подростке с психическим заболеванием провалилась в прокате и на фестивале в Сандэнсе. Культовый статус фильм приобрёл только после выхода на видеоносителях. YouTube до сих пор предложит вам десяток новых роликов, в которых пытаются разобраться с парадоксами, линиями вероятностей и временными петлями фильма. Сыгравший главную роль Джейк Джилленхол впервые обратил на себя внимание больших студий. А для независимой фантастики последних лет “Донни Дарко” – флагманский корабль, помогающий двигаться среди льдов, когда все места заняты супергероями.