Предметы из сказочного мира Андерсена иногда оживают в Историческом музее

"Там, где оживают вещи: сказочный мир Андерсена" – такая необычная экскурсия-квест прошла в Историческом музее. Metro побывало на ней
Предметы из сказочного мира Андерсена иногда оживают в Историческом музее
Midjorobot
Птица народной песни из одноимённой сказки Андерсена.

Проходим по центральной лестнице Исторического музея и смотрим на потолок – и от красоты расписанных сводов над центральной лестницей здания музея архитектора Владимира Шервуда захватывает дух.

Мария Шипунова, методист по музейно-образовательной части, торопит пройти в комнатку, оборудованную специально для занятий с детьми. Здесь и парты, и уютные диванчики, и экран, на котором рисунок – профиль сказочника Андерсена. 

Писатель Ганс Христиан Андерсен (1805–1870).
@ РИА "Новости"
Писатель Ганс Христиан Андерсен (1805–1870).

– Сказочный мир Андерсена огромен и богат, – начинает рассказ Мария. – В нём говорят, думают, чувствуют. И любят разное: от оловянных солдатиков, уличных фонарей и игрушек, живущих в шкафу, до швейных иголок. 

Неожиданно она встаёт перед портретом сказочника и спрашивает:

– Что здесь изобразил художник? 

– Перо! – выкрикнули ребята.

– А про перо можно сказку сочинить? – спросила Мария.

Первой включилась Маша: "У гуся выпало перо..." – "...его поднял ветерок, полетело оно и приземлилось на подоконник", – продолжила Василиса. "Где кто-то жил, взял перо и начал писать на листке бумаги", – подхватила Полина. "Нет-нет, оно оказалось волшебным и начало писать сказку о необычной стране, куда можно было пойти", – Ариша остановилась. 

Пришла очередь Сёмы: "Чтобы получить бессмертие Кощея и победить его". 

На словах "победить его" Мария предложила закончить сказку. 

– Видите, как из маленькой детали можно придумать целую историю, – заметила она. И предложила ребятам прочитать отрывок из сказки "Птица народной песни".

Ребятишки стали читать по очереди, о том, что лишь птица осталась на месте событий, о которых сказывал скальд, и "она не умрёт, пока на земле останется для её ног хоть одна точка опоры". 

– Андерсен пишет о скандинавских сказаниях, а слышал он их от своих бабушек, и такие же сказания были знакомы и нашим предкам. Тем, которые жили в древнем Новгороде, слушали гусляра Садко, – сказала Мария. – Это наша с Андерсеном первая точка соприкосновения. Давайте искать дальше!

– Сёма, как найти настоящую принцессу? – спрашивает она единственного в группе мальчишку. 

– Горошину под перину положить!

Иллюстрация к сказке "Принцесса на горошине".
Аndere Аndrea Petrlik / Copyright (c) 2014 andere andrea petrlik / Shutterstock
Иллюстрация к сказке "Принцесса на горошине".

– Но непростую, а волшебную – из семейной королевской шкатулочки. И кстати, Александр II выбрал в жёны для сына именно такую девушку!

Чтобы стать настоящей принцессой, нужно соблюдать одно золотое правило: мало разговаривать. Пришла и сказала: "Я настоящая принцесса и всё!"
Мария Шипунова, методист

Мария принялась рассказывать о датской принцессе Дагмаре. Та стала супругой императора Александра III – императрицей Марией Фёдоровной. И любила читать сказки земляка. А в 1883 году супруги открыли Исторический музей. 

Супруге же последнего императора Николая II Александре Фёдоровне нравился фарфор, произведённый на датской королевской фарфоровой мануфактуре.

– В Историческом музее "живёт" тарелочка из датского фарфора – с кувшинкой, – говорит Мария. – А в ней прячется Дюймовочка, помните такую сказку? Впервые её напечатали в год Победы, в 1945-м, в издательстве в Ленинграде.

Мария на мгновение задумывается, затем продолжает: 

– По воспоминаниям одной девочки, во время блокады дети часто вместо хлеба покупали книжки и мамы говорили: "На ужин сегодня у нас сказки Андерсена". Эти волшебные истории были для советских ребятишек той самой точкой опоры, которая давала силы петь птице народной песни. 

Вещи из сказок Андерсена, которые мы нашли в Историческом музее:

1. Железные заклёпки IX–XI вв. Такие заклёпки использовали на Руси, чтобы скрепить доски борта деревянной ладьи. Они были найдены в Смоленской области, в деревне Гнёздово. В музее на картине "Похороны знатного руса в Булгаре" XIX века художника Генриха Семирадского в центре сюжета оказались похороны знатного руса-воина. Он ходил на деревянных ладьях викингов под парусами и с вёслами. И вот сказитель, скальд, на картине будет играть на струнах и воспевать подвиги руса, как и скальд, упомянутый в сказке Андерсена "Птица народной песни", воспевает подвиги воинов в своей саге. 

Железные заклепки IX–XI вв.
Предоставлено Государственным историческим музеем
Железные заклепки IX–XI вв.

2. Штопальная игла X в. Одна из первых иголок Древней Руси. Была обнаружена во время археологических раскопок в Смоленской области, в деревне Гнёздово. Такие иглы использовали на Руси: узкие для вязания, широкие – для плетения сетей или грубой ткани, например различных мешков. Фантазёр Андерсен написал сказку о такой штопальной иголке, которая воображала себя тонкой швейной иголочкой и всё время себя с чем-то сравнивала. Андерсен подчёркивает, что каждый простой предмет думает, что он самый главный. 

Штопальная игла X в.
Предоставлено Государственным историческим музеем
Штопальная игла X в.

3. Икона "Апостолы Пётр и Павел" XVI в. На иконе есть особый предмет, который живёт и в сказках Андерсена, связан он со стенами и башнями. У Павла в руке книга, у Петра – связка с ключами. Это ключи от Рая. У Андерсена в сказке "Ключ от ворот" есть такие строчки: "У каждого ключа своя история, и самых-самых-то ключей много: есть камергерские ключи, есть часовые, есть ключи св. Петра и много других". Теперь мы понимаем, о каких ключах со связки апостола Петра пишет сказочник. 

Икона "Апостолы Пётр и Павел", XVI век.
Предоставлено Государственным историческим музеем
Икона "Апостолы Пётр и Павел", XVI век.

4. Церковный колокол XVII в. Этот древний колокол из церкви Троицы в Никитниках. Находится она недалеко от Китай-города. Колокол был отлит мастером-литейщиком Иоганном Фальком в 1649 году по заказу купца Григория Никитникова. На нём, что редкость, есть надпись об этом. На деньги Никитникова была также и церковь возведена. А у Андерсена есть сказка о "старом церковном колоколе", который звонил, приветствуя появление младенцев на свет. И вот 10 ноября 1759 года родился мальчик, назвали его Иоганном Христофором Фридрихом, и старый колокол, который звонил негромко, сам ещё не знал, что мальчик этот – будущий поэт Шиллер.

Церковный колокол. XVII в.
Предоставлено Государственным историческим музеем
Церковный колокол. XVII в.

5. Флюгер-птица XVII в. Красавица-птица, которую звали Мымрой – домоседкой, приехала из Архангельской земли, из Новодвинской крепости, которую в XVII веке основал Пётр I. И поселилась она у Владимирских ворот в стенах Китай-города и видела всех, кто идёт по Никитской улице. "Ой, сколько прошло женщин, – считала она. – А сколько мужчин! Вот кто-то из ребятишек книжку купил". Ведь Никольская улица в то время была улицей просвещения с книжными лавками. И кто знает, может быть, ночью, когда Исторический музей закрыт, предметы переговариваются. Птица кричит: "Иголка, как ты там? Ничего интересного не узнала?" "Сегодня всё спокойно, – отзывается штопальная иголка. – Ребята приходили, на меня смотрели, колокол рассматривали и, наверное, к тебе тоже заходили, при этом Андерсена читали. Редко такое бывает". 

Флюгер-птица. XVII в.
Предоставлено Государственным историческим музеем
Флюгер-птица. XVII в.