"За три тура до окончания первенства СССР по футболу титул чемпиона страны завоевала команда спортивного клуба «Заря» Ворошиловградского тепловозостроительного завода имени Октябрьской революции, – рапортовала 30 октября газета "Правда". – Это большой успех "Зари", выступающей в высшей лиге с 1967 года".
Золотой успех команды из украинского областного центра был поистине ошеломительным. Ранее она не то что не выигрывала трофеи – ни разу не финишировала в тройке призёров. Лучшим её результатом было четвёртое место в сезоне-1971. В преддверии новой кампании "Заря" едва ли стала сильнее. Более того, в киевское "Динамо" ушёл защитник Михаил Фоменко (будущий главный тренер сборной Украины). Ряд футболистов призвали на воинскую службу.
Тем не менее уже в первом туре команда разгромила действующих чемпионов киевлян – 3:0. Затем были повержены обладатель Кубка СССР "Спартак" (3:1) и московское "Динамо" (1:0). Тогда эксперты ещё не спешили с выводами: за два предыдущих сезона "Заря" приучила болельщиков к своему весеннему лидерству.
Психолог Зонин
Но ворошиловградцев было не остановить. За нулевой ничьей с "Локомотивом" последовали новые победы – над ЦСКА (1:0), "Зенитом" (2:1) и ереванским "Араратом" (2:1).
– После золотого сезона 1971 года киевские динамовцы были на спаде. Сказалось высокое напряжение, связанное с подготовкой к чемпионату Европы: ядром той сборной был именно украинский клуб, – вспоминает в интервью Metro прославленный нападающий "Динамо" Анатолий Бышовец. – Кроме того, "Зарю" недооценивали. А ведь она имела очень хорошую организацию игры, быстро переходила из обороны в атаку. В воротах был надёжен Александр Ткаченко, насыщенной защитой руководил Александр Журавлёв, в средней линии выделялись Анатолий Куксов и Виктор Кузнецов. В нападении здорово смотрелись центрфорвард Юрий Елисеев, а также воспитанники киевской школы Вячеслав Семёнов и Володя Онищенко. Это была по-настоящему креативная, скоростная команда.
Удалось собрать в единый коллектив талантливых мальчишек и создать из них КОМАНДУ. У каждого из той "Зари" была масса предложений, но никто не ушёл. Александр Журавлёв, капитан "Зари"-72
Тренировал "Зарю" 45-летний Герман Зонин. Ранее с ней работали такие авторитетные специалисты, как Константин Бесков и Евгений Горянский. Но, по воспоминаниям Германа Семёновича, "московские гости" чувствовали себя на Луганщине временщиками, коротая здесь дни в ожидании более достойных предложений. Зонин же приехал на Украину с гораздо большими амбициями. В 1969-м, едва возглавив "Зарю", он сумел спасти её от вылета из высшей лиги. Год спустя было пятое место, затем – четвёртое. Под новый, 1972 год тренер загадал желание: в следующем сезоне команда будет с медалями.
– Зонин был прекрасным психологом, – продолжает Бышовец. – Совместить бывших игроков киевского "Динамо" с луганчанами под силу далеко не каждому, но Герману Семёновичу это удалось. Он выстроил отношения в коллективе на высоком профессиональном уровне, объединил футболистов, придав им уверенности. На поле чувствовалась их совместимость – как физическая, так и ментальная. Это единение стало определяющим фактором успеха.
Факты о Германе Зонине
Помимо "Зари" тренировал луганский клуб "Трудовые резервы", воронежский "Труд", сборную Бирмы, ленинградский "Зенит", ростовский СКА, тбилисское "Динамо" Чемпион СССР (1972), обладатель Кубка прибалтийских стран (1959)
Турне в Бразилию
В разгар сезона Зонин успел побывать и наставником советской сборной. Ей предстояло провести три матча в Бразилии на Кубке независимости. Основная национальная команда тогда едва завершила выступление на Евро-72, и решено было отправить в Южную Америку состав "Зари", усиленный четырьмя игроками других клубов. Победив Уругвай, а затем уступив аргентинцам и португальцам, сборная вернулась домой.
Зонин считал, что Федерация футбола СССР намеренно делегировала "Зарю" для участия в изнурительном турне, чтобы выбить команду из колеи.
"Помню, как сбивали нас с игрового ритма, отправив на турнир в Бразилию, – вспоминает тренер в книге мемуаров "Вся жизнь – футбол". – А на второй день после возвращения из-за океана, не дав времени на акклиматизацию, бросили при 32-градусной жаре в пекло битвы с "Торпедо" в Москве. Так велико было желание остановить "зарвавшуюся" "Зарю", что никто даже не спросил, а можем ли мы, только сойдя с трапа самолёта после изматывающего турнира, играть?.. Но и на этот раз "Заря" не согнулась, в ворота "Торпедо" мои игроки забили 4 мяча, а я сказал: "Мы и три тайма можем играть!"
500 рублей за золото
По ходу сезона звучали упрёки в непомерных доходах игроков "Зари". Зонин отвергает эти обвинения. По его словам, в месяц футболисты получали зарплату 180 рублей плюс 120–150 рублей премиальных. "Бешеными эти деньги никак не назовёшь", – делает вывод тренер. К слову, за победу в чемпионате каждый получил премию в размере 500 рублей.
– Материальные условия в Ворошиловграде были очень неплохие, – отмечает Бышовец. – Местная область, как и соседняя Донецкая, была достаточно богатой. Основным спонсором выступал завод по производству тепловозов, имевший всесоюзное значение. А курировал команду лично первый секретарь Ворошиловградского обкома партии Владимир Шевченко.
Конец сказки
В домашнем матче с "Торпедо" "Заре" достаточно было ничьей, чтобы досрочно взять золото. 40-тысячный стадион "Авангард" забился до отказа. Финальный свисток зафиксировал счёт 1:1.
"Трибуны сотрясались от шквальных оваций, – пишет Зонин. – Порыжевшее осеннее поле расцвело бесчисленными букетами живых цветов. На стадионе был праздник. Был он и в каждом ворошиловградском доме".
Увы, продолжения сказки не получилось. Зонин, поругавшись с первым секретарём обкома, ушёл в "Зенит". В новом сезоне "Заря" финишировала седьмой (спустя ещё 6 лет она навсегда вылетит из элиты союзного первенства). В Кубке чемпионов команда провалилась, в 1/8 финала уступив "Спартаку" из Трнавы. Из футболистов большую карьеру сделал лишь Владимир Онищенко. Вернувшись в "Динамо", он ещё трижды выиграл чемпионат, регулярно выступал за сборную.
– Заря"-72 была именно командой, – уверен Бышовец. – По индивидуальным характеристикам игроков, звёздности она уступала конкурентам. Если же взять Онищенко, он не был ворошиловградцем – это киевская школа. Тем не менее "Заря" вошла в историю футбола. Сегодня, спустя полвека, мы с теплотой вспоминаем те славные времена.
40 очков набрала "Заря" в чемпионате-72 – на пять больше, чем серебряный призёр киевское "Динамо". Бронза досталась "Динамо" тбилисскому