Родители ребят, которым поставлен диагноз "аутизм", сталкиваются со многими проблемами. Одна из них – пропажи детей. Мальчики и девочки с таким диагнозом действительно чаще своих сверстников теряются или оказываются склонными к побегам. Можно ли это предотвратить? Об этом Metro поговорило с экспертами фонда "Обнажённые сердца", клиническим психологом Татьяной Морозовой и детским неврологом Святославом Довбня.
Почему дети с аутизмом убегают чаще?
– Исследования показывают, что аутичные ребята убегают или пропадают чаще, чем их типично развивающиеся сверстники. Почти 50% родителей аутичных детей в возрасте старше 4 лет хотя бы раз сталкивались с такой ситуацией. Причём более половины аутичных детей пропадали на достаточно долгое время. Причины того, что дети убегают или теряются, могут быть различны, – рассказывает Татьяна Морозова.
Можно выделить 3 группы причин бегства:
Первая – дети бегут от чего-то. Побег – это их попытка "спастись" от чрезмерных сенсорных раздражителей или покинуть новое незнакомое место, избежать сильных запахов, яркого света, слишком большого скопления людей или неожиданных громких звуков.
Вторая группа причин – побег к чему-то, что привлекает или успокаивает (дом, где живёт ребёнок или его любимые люди, если он находится от них вдали, водоём, любимый магазин, поезда, парк, качели).
Третья группа причин – ребёнку нравится бегать, нравится, когда его или её догоняют. Причём ребёнок может не заметить, что взрослый отвлёкся, и убежать довольно далеко.
Что могут сделать родители, чтобы ребёнок не уходил сам
– Родители, чтобы избежать проблем, должны попытаться её предупредить, – советует Святослав Довбня. – Что нужно делать для этого?
Не давайте ребёнку уходить из дома без вашего ведома. Установите камеры наблюдения и датчики движения рядом с входной дверью. Используйте "хитрые" замки с секретами и старайтесь открывать их так, чтобы ребёнок не видел, что вы делаете (к сожалению, слишком часто приходилось слышать фразу "Я и понятия не имел, что он на это способен"). Сделайте так, чтобы ребёнок без вашего ведома не смог взять ключи от дома.
Выработайте у ребёнка безопасные привычки перемещения. Обучайте ребёнка ходить с вами за руку или рядом. Используйте подкрепления, если ребёнок ведёт себя желаемым образом. Не забывайте показывать, что вы очень цените, когда он так себя ведёт.
Постарайтесь сделать ваши перемещения с ребёнком предсказуемыми. Заранее готовьте сына или дочь к тому, куда вы собираетесь пойти, что будет происходить. Используйте визуальные расписания. Если вам предстоит посетить место, которое не нравится ребёнку, например шумный торговый центр, сразу после него запланируйте что-то приятное. Это поможет снизить тревогу.
Учите ребёнка просить то, что ему хочется. Будьте внимательны к его или её просьбам. Гораздо проще и безопаснее договориться о том, когда вы пойдёте с ребёнком (например, в парк или смотреть на поезда), чем искать его в том месте, куда он убежит один.
Если ребёнок вырос и стал самостоятельнее
В данной ситуации задача родителей – максимально обезопастить его.
– Умение ориентироваться в городе или посёлке, где живёт ребёнок, – жизненно важный навык, этому навыку стоит обучать их заранее, – говорит Святослав Довбня. – Итак, ваши сын или дочь, которые выходят из дома одни, должны:
– знать свой домашний адрес: название улицы, ближайшей станции метро, ориентиры (например, "я живу рядом с кафе, кинотеатром, парком"), номер квартиры, этаж, что нужно набирать в домофоне. Всю эту информацию можно сохранить в заметку в памяти телефона или сделать ламинированную карточку, которую ребёнок может носить с собой;
– уметь пользоваться лифтом и общественным транспортом. Телефон ребёнка при этом должен быть всегда заряжен (лучше носить с собой пауэрбанк), GPS-навигатор – включён. На случай разрядки батарейки или потери телефона убедитесь в том, что ребёнок знает, как добраться до дома без помощи гаджета или к кому обратиться за помощью.
Чтобы ребёнок лучше ориентировался на местности:-Используйте визуальную поддержку для ориентации в пространстве и запоминания маршрутов. Подойдут и карточки с названиями и фотографиями нужных остановок, и распечатанные маршруты, но лучше всего для ориентации в пространстве использовать онлайн-карты, которые хорошо работают в вашем регионе (например, яндекс карты или гугл карты, ). Они позволяют заранее "проехать" по маршруту на своём мобильном телефоне, посмотреть, как выглядят конкретные улицы, и отметить для себя ориентиры. Очень важно перед поездкой не забыть включить в смартфоне GPS-навигатор: он подскажет ребёнку, где он находится и какую часть пути ему ещё осталось проехать. В любом случае лучше сначала освоить маршрут вместе с родителями или педагогом, который работает над развитием навыков самостоятельности вашего ребёнка.
– знать, кому из незнакомцев можно доверят . В экстренной ситуации лучше всего обратиться к администрации, охране, полиции, а если поблизости нет людей, отвечающих за безопасность, можно зайти в торговый центр, музей и попросить сотрудников о помощи. Также можно остановить на улице вызывающих доверие людей с детьми.
Подготовьте карточку или заметку в телефоне с экстренными контактами.
– Некоторые аутичные дети, даже если они легко пользуются речью в спокойной знакомой обстановке, в ситуации стресса могут иметь затруднения в том, чтобы назвать свой адрес или попросить помощи. Для детей, которые не пользуются речью, это также очень важно. На такой карточке должны быть написаны номера телефонов родителей и близких родственников / друзей на случай, если родители недоступны. Также на ней можно указать домашний адрес ребёнка, контактный номер его учителя / тьютора, детского сада или центра помощи, который он посещает, – добавляет Татьяна Морозова. – Объясните ребёнку, что в экстренных случаях нужно показывать эту карточку прохожим. Её можно положить в карман, рюкзак или сумку. Если на карточке будут записаны имя и индивидуальные особенности ребёнка (имя, возраст, особенности поведения: говорит медленно, но понимает обращённую к нему речь и т. д.), незнакомым людям будет проще вступить с ним в коммуникацию. Вместо карточки может быть заметка в телефоне. Правда, карточка всё-таки предпочтительнее, так как телефон может разрядиться.
Ещё один важный совет: убедитесь, что на маршруте, который предстоит преодолеть вам и вашему ребёнку, нет триггеров, вызывающих сенсорную перегрузку.
– Некоторые дети и подростки с РАС могут бояться шума метро, яркого света, пассажиров с собаками, пересадок, определённой рекламы. У каждого человека эти триггеры и страхи индивидуальны, – рассказывает Святослав Довбня. – Чтобы снизить риск сенсорной перегрузки, детям хорошо иметь при себе специальные средства защиты: это могут быть шумоподавляющие наушники, тёмные очки, капюшон, кепка, жевательные конфеты, любимая игра и т. д.
Договоритесь с ребёнком о месте, в котором он будет вас ждать в экстренной ситуации.
– Потерявшись, многие дети поддаются панике и начинают бесцельно ходить туда-сюда или, например, ездить по Кольцевой линии метро, пытаясь найти свою остановку. Объясните ребёнку, что ему лучше оставаться на одном месте, например у колонны экстренного вызова: так родители и помощь найдут его быстрее, – говорит Святосла Довбня.
Надевайте на ребёнка яркую и контрастную одежду и фотографируйте его перед выходом из дома. Камеры на улице чаще всего чёрно-белые, на них проще всего идентифицировать человека в контрастной одежде.Татьяна Морозова
Если ребёнок всё-таки потерялся...
В этой критической ситуации не стоит паниковать. Действуйте по плану.
– Не стоит стесняться просить о помощи. Если из-за стресса вам трудно самостоятельно обратиться за помощью, привлеките членов семьи или близких друзей, – перечисляет Татьяна Морозова. – Сразу же звоните в полицию по номеру 112 и на горячую линию "ЛизаАлерт": 8-800-700-54-52, размещайте информацию в группах в социальных сетях, если вы являетесь частым пользователем этих групп. Кроме того, не стесняйтесь писать и звонить знакомым в любое время. Даже самые дальние знакомые, ваши или ребёнка, могут помочь в поисках. И запомните: полиция не должна ждать трое суток до начала поисков. Если вы сталкиваетесь с отказом принять заявление, звоните 112 и описывайте ситуацию. 112 ведёт запись звонков, поэтому повторно заявление, скорее всего, примут.
Читайте также: Мальчик с аутизмом создаёт уникальные произведения искусства