"Обронен огонь"
Пожар начался в пристройках Малого театра, примыкавших к зданию Александровского пассажа (сам пассаж располагался вдоль Неглинной улицы, но был вход и с Театральной площади). В них хранились декорации Императорских театров, находились машинное отделение и квартиры служащих. В 9 часов утра рабочие перенесли сюда из Большого театра декорации к балету "Жизель". "Вероятно, при курении был обронен огонь, – писала на следующий день газета "Раннее утро". – Огонь этот не был замечен, склад рабочие заперли и, сдав ключи вахтёру, ушли".
Благодаря легковоспламеняющемуся материалу пожар сразу принял огромные размеры. "На Петровке и на Неглинном, начиная от Кузнецкого Моста, было прекращено как трамвайное, так и всякое другое движение, – продолжала газета. – Пожарище было видно издалека... Картина была грандиозная".
"Лопнули стены"
В пожаре никто не погиб. Огнеборцы успели спасти семью костюмера Наиукайтеса и жену заведующего электроосвещением Императорских театров Кандаурова. Её "в полубесчувственном состоянии" спустили из окна по пожарной лестнице.
Пожарные не позволили пламени перекинуться на соседние здания. В третьем часу дня огонь был потушен. "На улицу смотрел почерневший, с обуглившимися ранами и дверями угол здания, на котором от страшной жары местами лопнули каменные стены", – живописало "Утро".
"Градоначальник слаб"
За пожаром вживую наблюдал генерал-майор Александр Адрианов, градоначальник Москвы в 1908–1915 годах. По воспоминаниям тогдашнего губернатора города Владимира Джунковского, "это был аккуратный, незаметный работник, не блестящего ума, строгий законник, популярности не искал, работал честно и добросовестно, но так как он был чересчур кабинетный работник, то как градоначальник был слаб и нерешителен".
Адрианов покинул должность после обвинения в бездействии во время антинемецких погромов в Москве 26–28 мая 1915 года.
Фасад восстановили
– Зрительный зал, сцена и другие помещения Малого театра не пострадали, поскольку огонь распространился в сторону Александровского пассажа, захватив вход и тамбур. Там отчасти выгорел игрушечный магазин Емельянова, – рассказала Metro Лариса Скрыпник, старший научный сотрудник Музея Москвы. – После пожара проход из пассажа на Театральную площадь закрыли. Фасад здания в этой части восстановили по проекту, который разработал Константин Тон ещё в середине XIX века при перестройке Малого театра.
Сгорели работы Коровина
Художественные потери в результате пожара оказались неисчислимы. Сгорели все декорации Большого театра, в частности оформление нескольких опер работы Константина Коровина. Живописец, известный главным образом как мастер пейзажа и натюрморта, получил приглашение в Большой театр в 1900 году. На тот момент художественный уровень постановок на казённой сцене оставлял желать лучшего.
Работе в Большом театре Коровин отдал четверть века, оформив более пятидесяти опер и балетов. Среди них "Жизнь за царя", "Руслан и Людмила", "Евгений Онегин", "Лебединое озеро", "Щелкунчик".
"Машина для спасения погибавших"Огонь на Театральной площади тушили десять пожарных команд. К слову, первый пожарный автомобиль появился в Москве шестью годами ранее. По свидетельству Владимира Гиляровского, "это была небольшая машина с прикреплённой наверху раздвижной лестницей для спасения погибавших из верхних этажей, впрочем, не выше третьего".
Ермолова и "Макбет"
Пожар уничтожил и часть декораций Малого театра. Так, в огне погиб декоративный материал шекспировской пьесы "Макбет". Долгие годы в ней играла Мария Ермолова.
Незадолго до пожара актриса отказалась от исполнения роли леди Макбет. В постановке сезона-1913/14 спектакль обновили. В него были введены другие исполнители, он шёл в новых декорациях Коровина, которые и погибли в пламени.