Вот уж без сомнений: Льюис Кэрролл – писатель, о котором слышал каждый. Но не все догадываются, что автор "Алисы в Стране чудес" однажды совершил заграничное путешествие, единственное в жизни, и не куда-то там, а к нам – в Россию. Цель поездки была конкретная: установить тесные связи между Русской православной и Англиканской церквями. В то время как раз глава РПЦ, митрополит Московский Филарет готовился к пятидесятилетнему юбилею службы. Планировались торжества – хороший повод наладить отношения.
Во время поездки Льюис Кэрролл, в то время ещё Чарльз Латуидж Доджсон, вёл очень подробный дневник – не для публикации, а для себя. Но потомки подсуетились и издали всё-таки записи под названием "Дневник путешествия в Россию в 1867 году". Воспользуемся заметками Кэрролла и подсчитаем, сколько может стоить подобное путешествие по ценам наших дней.
"...гулять по городу великанов"
Отбросим приключения писателя и его друга Генри Парри Лиддона до приезда в Россию. Начнём сразу с Петербурга – именно в нём оказались путешественники 27 июля 1867 года.
Итак, первые расходы ждут туриста на вокзале. Писателя с коллегой встретил человек и отвёз в омнибусе в отель. Зачастую трансфер входит в число бесплатных услуг в отелях – так что не калькулируем. А вот дальше писатель купил карту города и словарь-разговорник.
По ценам Дома книги карта города обойдётся нам в 172 р., а разговорник – в 470 р. Но расходы, скажем честно, из списка необязательных.
Писатель с коллегой, гуляя по городу, периодически ловили извозчика и как могли торговались:
<...> Я: Gostinitia Klee (гостиница "Клеес").
Возница (скороговоркой произносит какую-то фразу, из которой мы улавливаем лишь отдельные слова): Tri groshen (tri groshen — 30 копеек?).
Я.: Doatzat Kopecki? (20 копеек?)
В. (возмущённо): Tritzat! (30!)
Я (решительно): Doatzat.
В. (просительно): Doatzat pait? (25?)
Я (с видом человека, который сказал своё окончательное слово и желает положить конец бесполезным переговорам): Doatzat.
(Здесь я беру Лиддона под руку и мы уходим, полностью игнорируя крики возницы.
Пройдя несколько ярдов, мы слышим, что дрожки медленно катятся за нами: он догоняет нас и снова окликает.
Я (мрачно): Doatzat?
В. (с радостной ухмылкой): Da! Da!
Doatzat! (И мы садимся.)
Но и извозчики хитрили, напоминая теперешних таксистов-хитрецов, накручивая для иностранцев цену на 30%. Объясняли просто: день рождения императрицы на дворе. Как тут поспоришь?
В must see по списку Кэрролла довольно стандартные туристические места: Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Эрмитаж, Невский проспект, Александро-Невская лавра.
<...> В Эрмитаже, где мы намеревались ограничиться исключительно картинами, попали в руки гида, который показывал скульптуры и который, игнорируя все намёки на то, что мы хотели бы попасть в галерею, настоял на том, чтобы провести нас по своему отделу и, таким образом, отработать свой гонорар. Тем не менее это чудесная коллекция древнего искусства, на которую потрачены почти неисчислимые средства.
Из бесконечных шедевров Эрмитажа писателя особенно впечатлило "Святое семейство" Рафаэля. Будете в тех местах – вспомните о Кэрролле.
Дальше был Петергоф. Путешественники добирались к нему на теплоходе. У современных туристов есть выбор: электричка, такси, "Метеор", маршрутка...
Затем путешественники, взяв "спальные билеты (на два рубля дороже)", отправились в Первопрестольную. Сегодня без особых проблем турист может выбрать самолёт, поезд, пеший поход, автостоп и т. д. В Москве Кэрроллу с компаньоном удалось увидеть Кремль, собор Василия Блаженного, Малый театр (вернувшись из Н. Н.), Петровский, Страстной и Симонов (после Н. Н.) монастыри.
<...> Мы начали с храма Василия Блаженного, который внутри так же причудлив (почти фантастичен), как снаружи; гид там самый отвратительный из всех, с кем мне когда-либо приходилось иметь дело. Его первоначальный замысел состоял в том, чтобы прогнать нас сквозь храм со скоростью 4 миль в час. Увидев, что это не удаётся, он принялся греметь ключами, топтаться на месте и шаркать ногами, громко петь и бранить нас по-русски, словом, только что не тащил нас за шиворот дальше.
А после поспешили в Нижний Новгород. Кто не ездил сегодня из Москвы в Нижний на выходные? Непродолжительный сон в комфортной электричке, и глаз отдыхает от столицы. А Кэрроллу пришлось совершить переезд, длившийся "с семи вечера до начала первого следующего дня". Поселились они в "поистине разбойничьем месте". Успели пройтись по ярмаркам, заглянуть в театр и вскоре отправились через Москву снова в Петербург. Заехали в Кронштадт и начали небыстрый путь на родину.
Metro собрало примерные цены на основные из указанных Кэрроллом расходов:
Билеты: междугородний транспорт |
Санкт-Петербург – Петергоф: электричка (45 р.), такси, "Метеор" (800 р. в одну сторону), маршрутка (70 р.) Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург: 10 000 р. Санкт-Петербург – Кронштадт – Санкт-Петербург: автобус (80 р.) – такси (2000 р.) Москва – Нижний Новгород – Москва: 3000 р. |
Входные билеты: |
Исаакиевский собор – 350 р. + (добавим колоннаду) 200 р. Адмиралтейство – сфотографироваться на фоне – бесплатно Эрмитаж – 500 р. Невский проспект – гуляем и деньги бережём Александро-Невская лавра – бесплатно Храм Василия Блаженного – 500 р. Малый театр – 2000–4000 р. Оружейная палата – 1000 р. Ансамбль Соборной площади – 1000 р. Нижегородский театр – 1000–1500 р. |
Всякое разное и далеко не всё |
Щи (порция в ресторане) – 500–600 р. Карта города: 172 р. Разговорник – 470 р. Сувениры, иконы и т. д. – много, больше и ещё чуть-чуть |
(Фрагменты из "Дневника" приведены в переводе Андрея Боченкова)