Потомок, двойник, коллекционер: поговорили с людьми, которым близка Бородинская битва

В преддверии юбилея Бородинской битвы Metro поговорило с потомком её участника, коллекционером пуговиц и двойником Кутузова
Потомок, двойник, коллекционер: поговорили с людьми, которым близка Бородинская битва
Владимир Астапкович / @ РИА Новости
Бородино 210 лет спустя – военно-историческая реконструкция крупнейшего сражения 1812 года.

Наполеона не чтят

Сергей Дыбов – потомок казака, который участвовал в Бородинском сражении. Он проживает сейчас на севере Франции, в городе на берегу Ла-Манша — Булонь-сюр-Мере. Судьба занесла его во "вражеский стан", но живётся ему в республике нормально. А о славном боевом прошлом родственника ему напоминают… реконструкции! 

– В Европе они тоже проводятся, но всё же не так масштабно, – отметил Дыбов в беседе с Metro.

По словам Дыбова, в России Кутузов – человек, которого чтят до сих пор, а вот французы… не очень-то любят Наполеона.

– В прошлом году был даже случай, когда в Руане мэр города предложил заменить статую полководца памятником, посвящённым феминистке Жизель Халими. Но пока этого не произошло, – добавил Дыбов.

Спустя 210 лет со времён Бородина Франция вновь не является дружественной России страной.

— На государственном уровне сейчас чувствуется напряжённость, — пояснил Сергей Дыбов. — Но на бытовом антироссийские настроения во Франции никак не сказываются на русских, здесь проживающих. Лично я стараюсь общаться с теми, кто здесь дружелюбно относится к русским.

Несмотря на жизнь на чужбине, потомок участника Бородинского сражения помнит о героях своего Отечества, увековечивая их память – открывая монументы и мемориальные доски.

— На государственном уровне, к сожалению, до сих пор за многие годы общественной деятельности поддержку я так и не получил, — уточнил Сергей Дыбов. — Финансовую помощь мне оказывают частные лица, а морально все мои начинания поддерживают городские и областные структуры.

Исторические пуговицы

Рассказывать потомкам о сражении помогают не только музейные экспозиции, фильмы, литература и масштабные реконструкции, но и занятные артефакты. 

— Увлёкся коллекционированием деталей военного костюма эпохи Наполеоновских войн в 2007 году,— сказал Metro коллекционер Ян Сергеев. — Я проживаю на Бородинском поле. И как человек любознательный заинтересовался историей сражения. Посещал Бородинский музей, читал книги, смотрел реконструкции. 

Так было до тех пор, пока в руки Сергеева не попала пуговица 30-линейного полка армии Наполеона. С этого момента он увлёкся коллекционированием.

Казалось бы, найти пуговицу на огромном Бородинском поле – всё равно что искать иголку в стоге сена. Но, как это ни парадоксально, именно они чаще всего встречаются на антикварных ярмарках.

— Пушечные ядра, фрагменты военной техники – всё это на поле уже не найти давным-давно. Это либо сохранилось и находится в музеях, либо и вовсе утрачено, — пояснил коллекционер. 

К тому же пуговицы с места исторической баталии – не только одна из лёгких находок для любителей артефактов, но и весьма познавательная вещь с точки зрения истории.

— Мундирные пуговицы начала XIX века, российские и европейские, изготавливались из металла – латуни или олова, жёлтого или белого цвета соответственно, — рассказал Ян Сергеев. — И если в армии Александра I на тот момент все они были гладкими, без каких-либо обозначений, то на французских и европейских пуговицах уже присутствовали надписи, номера, рисунки, соответствующие тому или иному полку и роду войск. Вот почему коллекционирование пуговиц армии Наполеона представляет интерес – все они разнообразны и увлекают на долгие годы. 

Мундирные пуговицы наполеоновской армии, находящиеся в коллекции Яна Сергеева.
Из архива Яна Сергеева
Мундирные пуговицы наполеоновской армии, находящиеся в коллекции Яна Сергеева.

Существует крылатая фраза, что почти все пуговицы наполеоновской армии 1812 года остались в России. Учитывая, что из 600-тысячного французского войска российскую границу в обратном направлении пересекли менее 60 тысяч человек, эти слова не лишены истины. 

Основу коллекции Сергеева составляют пуговицы полков, служб и подразделений армии Наполеона, принимавших участие в Бородинском сражении. Стоимость одной пуговицы колеблется в диапазоне от 1000 рублей за самую простую до нескольких десятков тысяч за очень редкую.

Пуговицы на мундире 15-го Лёгкого полка армии Наполеона.
Из архива коллекционера Яна Сергеева
Пуговицы на мундире 15-го Лёгкого полка армии Наполеона.

— В число "поставщиков" пуговиц входили и комбатанты (лица, входящие в состав вооружённых сил воюющего государства, которые имеют право принимать участие в военных действиях), и участники нестроевых служб (обозные, медицинские, инженерные батальоны, военные топографы и так далее), — поведал Ян Сергеев. — Не стоит забывать и о личной прислуге императора Наполеона, присутствующей на Бородинском поле, им также полагались особого вида ливрейные пуговицы.

Самыми желанными в среде коллекционеров являются те вещи, которые носили малочисленные по составу подразделения. И чем меньше было людей, тем меньше они оставили свидетельств своего пребывания на поле. Оттого и ценность таких артефактов в разы выше.

— А ещё высоко ценятся предметы с военной формы высшего командного состава — офицеров, генералов, маршалов побывало в России в десятки и сотни раз меньше, чем рядовых солдат.

Двойник Кутузова

Реконструктор Вячеслав Налимов перевоплощается в легендарного русского полководца Михаила Кутузова на сцене Театра исторических реконструкций в Москве.

— Я очень похож силуэтом на Кутузова, — сказал Metro Налимов. — Хотя никто не знает, как точно выглядел полководец. Мало кто из художников писал его портреты при жизни. А вот Наполеона – гораздо чаще.

Вячеслав Налимов в образе Михаила Кутузова в Театре исторических реконструкций.
Юрий Круглов
Вячеслав Налимов в образе Михаила Кутузова в Театре исторических реконструкций.

Если его внешнее сходство с Кутузовым может быть предметом спора, то в одном можно не сомневаться:

– Мундир, который я ношу, полностью идентичен тому, который носил Кутузов с середины августа до начала ноября 1812 года. До этого времени у него не было мундира, а после появился другой набор наград. В спектакле “Денис Давыдов” такой точности в военной форме удалось добиться благодаря знакомым реконструкторам, а также консультантам из Института реставрации.