В тот злополучный день в июле 2021 года Татьяна вернулась домой из больницы после очередных побоев бывшего мужа, и дома никого не оказалось. Спустя несколько часов он ответил на звонок и сказал, что едет с детьми отдохнуть в Сочи, а потом в Армению. Татьяна была категорически против.
– Разрешения от второго родителя на выезд детей из России и для въезда в Армению не нужно. Это позволило ему легко вывезти детей из страны, – объясняет Татьяна. – Запрет на выезд я оформила в тот же день, но по закону он вступает в силу в течение 7-10 дней, поэтому время было упущено.
Татьяна познакомилась с мужем в 2010 году: они работали в одной компании. После полугода отношений забеременела, он потребовал уволиться и полностью посвятить себя семье. Родилась дочка, через год – сын, и через несколько лет ещё одна дочка. Муж, довольно известный московский пиарщик, любил встречаться с друзьями, отдыхать на горнолыжных курортах и мотофестивалях. Через некоторое время Татьяна узнала, что ездил он с любовницей. И попросила развода. Отношения в семье превратились в ад: постоянные конфликты, муж избивал Татьяну и разводится он не хотел. Летом 2021 года, спустя 11 лет отношений, развод состоялся. Мировой суд назначил опекунами обоих родителей в равных правах. Детям было 10 и 9 лет, младшей дочери 4 годика.
После развода бывший муж, имея в Москве своё жилье, съезжать из квартиры Татьяны отказался.
– Отказ аргументировал так: "Боюсь, что ты лишишь меня общения с детьми, и их будет воспитывать другой мужчина", – рассказывает Татьяна. – Естественно, я цивилизованный человек, моя позиция: у детей должны быть мама и папа. И ни о каких запретах не думала. Предлагала множество вариантов. Даже продать эту квартиру, и купить две на одной лестничной клетке.
Когда бывший муж улетел с детьми в Ереван, Татьяна и не подозревала, что в ближайшие годы их не увидит. В конце августа она полетела за детьми. Ведь пора собираться в школу. Но бывший муж, угрожая расправой руками неких "братков", выгнал её.
– Неделю я провела в Ереване, в уговорах и попытках вразумить его, но тщетно, – вспоминает она. – Мне ничего не оставалось, как вернуться в Москву, где я собрала документы и подала в районный суд на определение места жительства детей. С этого момента началась моя борьба за своих детей, и продолжается она до сих пор.
Общение с детьми резко прекратилось. Дети удалились из всех школьных и дружеских чатов, заблокировали московских друзей, с которым очень дружили. Прошло два года. С тех пор у Татьяны нет никакой связи с детьми. Она не знает, ни где они, ни что с ними.
– Мы подали в суд, который несколько раз обязывал бывшего мужа явиться и привезти детей, чтобы спросить их мнения. Двое детей уже достигли возраста 10 лет, – говорит Ирина Дюбина, адвокат Татьяны. – На суд он явился лишь однажды, без детей. Савёловский суд тянулся долго и в итоге отказал в исковых требованиях, ссылаясь на отсутствие заключения от третьей стороны – опеки. Также мы обращались в Международный суд по возвращению детей, он находится в Ереване, но его адвокат сообщил, что дети уже проживают в США. Раз детей в Ереване нет, соотвественно, суд в Армении отказал нам. И это какой-то правовой тупик.
Если бы Татьяна оформила запрет на выезд сразу, как начались проблемы в отношениях, тогда бывший муж не смог бы вывезти детей из России. Но тогда она и предположить не могла, что человек, с которым прожила больше десяти лет, способен так поступить.
– Да, я любила этого человека, верила ему очень. Моих родителей не было в живых уже много лет, поэтому он и наши дети были моей единственной семьей, – делится Татьяна. – Я была наивна и до последнего верила во что-то хорошее. Уже два года я не общаюсь с детьми. Куда бы мы ни обращалась – ответ везде один: "Вы в равных правах в опеке над детьми. Судитесь". Я написала заявление в прокуратуру, заявление в полицию на розыск детей. Жду ответов. Где живут мои трое детей, что с ними? Почему он не даёт им со мной общаться, участвовать в их жизни?
На дни рождения и праздники Татьяна по-прежнему записывает видео, отправляет с мольбой бывшему мужу в надежде, что он покажет их детям. И мечтает лишь об одном: договориться.
Я – мама, воспитывала их 11 лет, мы никогда не расставались. Хочу, чтобы остались цифровые следы о моей борьбе. Я всегда буду их ждать. И, скрипя от боли зубами, останусь сильной ради них. Татьяна Асоян, мама
– Сейчас подобные ситуации случаются всё чаще, – сокрушается Ольга Ярославская, уполномоченный по правам ребёнка по г. Москве. – И агрессором выступают как мужчины, так и женщины.
– Я занимаю позицию за детей, – объясняет Ольга. – Ведь они любят, безусловно, обоих родителей. Здравомыслящий человек понимает: им нужны и мама, и папа. Но почему-то один из родителей позволяет себе так поступать и наносит серьёзную травму. Такой родитель о детях не думает, у него иные ценности. Им движет не любовь, а злоба и месть. Хочется спросить, почему вы к своим детям как к чемоданам относитесь?
Ярославская считает, что нужно вводить уголовную ответственность за неисполнение решения суда по порядку общения и проживания ребёнка.
– Во время развода советую обоим родителям заключать медиативное соглашение и чётко прописывать все пункты, касающиеся общения, проживания и материального содержания ребёнка. Соглашение даст надежду на то, что права ребёнка будут соблюдены.
Дело Татьяны Асоян будет в ближайшие месяцы пересмотрено в районном суде.
– Пусть Татьяна обратиться ко мне, – предлагает Ольга Ярославская. – Помогу чем смогу по мере возможности.
3 вопроса психологу
Наталья Искра, детский и семейный психолог, кандидат психологических наук
Наталья, на какие "звоночки" стоит обратить женщине внимание?
– Любые ситуации, когда мужчина пытается изменить жизнь женщины – предлагает не работать, не общаться с подругами, не заниматься саморазвитием – являются "звоночком". Часто мужчина может бессознательно или сознательно лишать женщину материальной независимости, эмоциональной поддержки, заботы о себе. Кроме того, "звоночками" могут быть "садистские" отношения с кем бы то ни было, внезапные, резкие перемены в настроении и отношениях. Они свидетельствуют о психологической нестабильности и, как следствие, могут приводить к необдуманным и очень болезненным поступкам. Лучший вариант – сохранять независимость, иметь свои деньги и друзей.
Насколько серьёзную травму бывший муж нанёс детям, лишив их общения с матерью?
– Бывший муж поступает во вред, он транслирует детям модель, в которой не договариваются, а воюют. Они учатся тому, что мир даже самых близких небезопасен и непредсказуем. Это влияет на их самооценку, увеличивая тревожность. Дети могут чувствовать себя виноватыми. И последствия для их психики могут быть серьёзными.
Как Татьяне пережить эту трагедию?
– "Отключиться" невозможно, но жизнь продолжается, и нужно находить ресурсы для её проживания. Старшие дети скоро вырастут, и это даст шанс на восстановление отношений.