Последний деревянный метровагон отправился в путешествие по Москве

Московские мастера отреставрировали уникальный метровагон – двери в нём открываются вручную, а интерьер отделан деревом. Собранный в Германии и затопленный в тоннеле под Берлином вагон всё же очутился в Москве. Кто этому поспособствовал, рассказала Metro директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко
Последний деревянный метровагон отправился в путешествие по Москве
Пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
Интерьер вагона восстанавливали по фотографиям, обрывочным описаниям и в редких случаях по чертежам – никелированные ручки на механических дверях и плафоны собирались вручную

Берёза, дуб и вяз – закрывая глаза в помещении, отделанном этими материалами, можно легко представить себя в жаркой парной русской баньки.

– Такая отделка не была каким-то ноу-хау в дизайне, – делится с Metro Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы. – Сейчас деревянный вагон стоил бы миллиарды, к тому же некоторых пород деревьев уже не существует вовсе. А для той эпохи это был самый распространённый материал.

После окончания работ внутрь вагона сможет зайти каждый москвич.
Пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
После окончания работ внутрь вагона сможет зайти каждый москвич.

Благородный отреставрированный вагон, по словам директора музея, стал одним из самых редких экспонатов в коллекции. Он единственный оставшийся в своём роде.

— На линии С берлинского метро вагон эксплуатировался до апреля 1945 года, пока в его жизни не произошло достаточно трагичное событие, — рассказывает Оксана. — В последние дни войны метрополитен затопило: электроподстанция была разрушена, электроснабжение отключилось и поезда встали в тоннелях. В то же время начались повреждения системы гидроизоляции — тоннели затопило.

Первым комендантом и начальником советского гарнизона города Берлин в тот момент был назначен генерал-полковник Николай Берзарин — именно при нём было восстановлено движение берлинского метро.

— Вода была откачана, повреждения от бомб заделаны, а поезда восстановлены. В июне 1945-го организовали операцию по вывозу берлинских артефактов в СССР — транспортировали 120 метровагонов, и наш в том числе.

Уникальный вагон оказался курящим – под слоем прошивки специалисты обнаружили  в нём табличку с соответствующей надписью. Вытяжки при этом в вагоне нет, а дым от сигарет выветривался через окна.
Пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
Уникальный вагон оказался курящим – под слоем прошивки специалисты обнаружили в нём табличку с соответствующей надписью. Вытяжки при этом в вагоне нет, а дым от сигарет выветривался через окна.

Переставить немецкий поезд на московские рельсы оказалось непросто из-за разницы конструкций. Вагоны перегружались на тележки, которые в свою очередь переставлялись на платформы и доезжали до столицы.

— В 1946 году деревянный вагон оказался у нас в Москве. В московском метро ему дали название "В". Так в СССР называли вагоны, произведённые в Германии и полученные в качестве репарации.

Ходил вагон по Горьковско-Замоскворецкой (сейчас — Замоскворецкой) линии до середины 1954-го, а затем был оставлен в депо "Красная Пресня" в качестве подсобного помещения. Так бы он и стоял с заколоченными окнами и с зашитым интерьером, пока несколько лет назад не попал в руки сотрудников Музея транспорта.

— Под слоем поздней обшивки мы нашли табличку на немецком языке — "курящий вагон". Ещё обнаружили схемы берлинского метро, советские монеты 1947 года и даже немецкую разменную денежную единицу рейхспфенниг — такие вот "потеряшки" с вековой историей.

Только факты Метровагон был создан в 1927 году заводом "Буш" в немецком городе Баутцен. Восьмидверный вагон считался следующим этапом развития метротехники. Вместо привычной длины в 13 метров, он был 18-метровым, а дверей у него было не шесть, а восемь. Благодаря этому в поездах увеличилась пассажировместимость. По легенде, этот вагон доставлял в Москву сам маршал Жуков. Документальных подтверждений этому нет. Работа реставраторов подходит к концу — в 2025 году вагон можно будет увидеть в экспозиции Музея транспорта.