На субботнике в парке Горького репортёр Metro намыл до блеска скульптуры "Музеона" и с блеском прочёл стихи бронзовому Лермонтову
Скульптурам "Музеона" устраивают "Головомойку" каждую весну. В традиционной акции по промывке монументов может принять участие каждый желающий, и в этом году редакция решила, что такой желающий я.
Отключив десятый по счёту будильник, я в половине восьмого вскочил с кровати, сложил в рюкзак салфетки для уборки, перчатки и к 9 часам оказался у входа в парк со стороны Мароновского переулка... в очереди за салфетками для уборки и перчатками.
– Друзья-головомойщики, не толпимся, – руководил тремястами такими же, как я, добровольцами наш бригадир, главный хранитель музейных предметов Эдуард Фомченко, – инвентаря на всех хватит.
Я зря озаботился утварью заранее – помимо жёлтых перчаток и салфеток мне выдали фартук и ведро того же цвета. Через минуту я стоял, как мистер пропер – облачённый в супергеройский костюм для устранения пятен и готовый к любой грязной работе. В голове заиграла мелодия из рекламы, но главный головомойщик вывел меня из ступора:
– Чего стоите? Скульптуры сами себя не помоют при всём их желании.
Чтобы не было дождя, мы договариваемся с белками, а они – с высшими силами.
Эдуард Фомченко, главный "головомойщик"
Наш "мочалок командир" определил меня к Дон Кихоту. Глядя на хитроумного идальго до помывки, я понял, почему его называют рыцарем печального образа. Бронза потускнела, и испанец сидел с грустными глазами, потерявшими блеск.
"Надо это исправить", – решил я и стал с силой тереть рыцаря. Начав со шляпы, за 5 минут дошёл до усов, пока не услышал крик нашего фотографа Александра:
– Девушки, давайте к нам, надо помочь!
Они отозвались, и вскоре я понял, как мне повезло! За 10 минут мы вернули Кихоту сияющий вид. Девушки оказались музейными работницами, а возглавлявший их группу художник-реставратор, скульптор Сергей Душка – кладезью знаний. Он рассказал, что такой же Дон Кихот стоит в Нью-Йорке у здания ООН, а в руке у московской скульптуры должен быть цветок, который сейчас находится... в кабинете реставратора.
Сергей предложил мне выбрать, куда направимся далее, и я решил устроить банный день любимому поэту.
– Михаилу Юричу в этом году 210 исполнится, надо подготовить его к юбилею, – объяснил я свой выбор.
Бережно очищая волосы Лермонтова от серых пятен, поймал себя на дурацкой мысли: а думал ли я когда-нибудь, что буду мыть голову своему кумиру?! От избытка чувств, не переставая орудовать салфеткой, я начал декламировать по памяти:
Никто моим словам не внемлет... я один.
День гаснет... красными рисуясь полосами...
На запад уклонились тучи и камин
Трещит передо мной. – Я полон весь мечтами.
Окончив экспромт, я услышал аплодисменты.
– А вы молодец! – оценила одна из девушек.
– Мою памятники тоже неплохо, – пококетничал я.
Сергей согласился:
– Всё правильно делаете! Вот как поэт заблистал!
Художник-реставратор объяснил, что и с выбором я не ошибся:
– Памятник Комова знаковый для "Музеона". Он стоит на входе, это одна из самых заметных точек. Я сам часто назначаю встречи именно у Лермонтова.
Тут мне вспомнился ещё один стих поэта: "Прощай, немытая Россия". Но в этот раз скорбные строки приобрели новый смысл – и всё благодаря нашей работе!
Далее уже я предложил Сергею сделать выбор, и он повёл меня мыть памятник скульптору Степану Эрьзе:
– Эта работа – пособие для начинающих и зрелых скульпторов. Автор Дмитрий Тугаринов применял множество техник – от использования проволоки до покрытия патиной, – зачитал лекцию Сергей Душка по пути к скульптуре.
По традиции я занялся головой памятника. Скоро верхняя часть великого мордовского скульптора тоже была вычищена до блеска.
Тем временем на смартфоне высветилось 11 часов. Солнце почти достигло апогея, и памятники засияли в лучах апрельского светила. А ради такого можно встать в 7:30. Шик! Блеск! Красота!
Кстати
130 скульптур "Музеона" из 549 помыли горожане за время субботника.
3 вопроса о мойке
Эдуард Фомченко, главный хранитель музейных предметов и главный головомойщик
Зачем нужно мыть скульптуры?
– Мы же моем себя утром или ходим в баню. Скульптуры как люди. Они так же требуют гигиенического ухода, чтобы не заболеть.
Как часто им нужно мыться?
– Такую простую, но масштабную промывку делаем раз в году. А вообще скульптуры моются по мере загрязнения. Реставратор, хранитель регулярно делают обходы, чтобы понять, какие скульптуры «засижены» птицами или куда весной нападала пыльца.
Чем нужно мыть скульптуры?
– Во время масштабной промывки мы пользуемся обычной водой, которая не может навредить скульптурам, а какие-то специальные химические растворы «назначает» и применяет реставратор.
Как москвичи поработали на субботнике
В общегородском субботнике приняло участие около 930 тысяч человек. Они...
Убирали мусор
В парке Горького не только намыливали голову памятникам. Территорию парка приводили в порядок разными способами: мели асфальт, убирали землю от мусора и рыхлили почву.
Сажали деревья
На ВДНХ в субботу прошла акция "Сад памяти". Администрация выставки, артисты Театра сатиры и просто активные граждане высадили деревья в память о героях Великой Отечественной войны.
Сгребали листву
Несколько десятков москвичей разных возрастов пришли на субботник в Парк имени Святослава Фёдорова на севере столицы.