28 июня исполнилось 80 лет Уильяму Крафту Брумфилду – профессору славистики Тулейнского университета в Новом Орлеане. Вот уже полвека американский профессор искренне влюблён в архитектуру и культуру России.
Всё началось с того, что Брумфилд, впервые попав в Советский Союз в 1970 году по университетскому обмену, начал снимать исторические здания. "Нам устроили экскурсию по центру Москвы, и я начал фотографировать, увлёкшись красотой и неожиданными формами. Когда вернулся в Америку и проявил плёнку, то обалдел", – вспоминает он. Уильям Брумфилд так полюбил русскую архитектуру, а за ней историю и культуру России, что без раздумий посвятил свою жизнь их изучению.
"Документальная фиксация архитектуры в Советском Союзе начиналась как искренняя попытка определить культуру через созданные ей здания", – говорит Уильям Брумфилд.
Из своей первой поездки он привёз 120 плёночных диапозитивов, которые стали его первым фотографическим опытом и, по сути, сделали его фотографом. После той поездки он ещё много раз приезжал сюда и бесконечно снимал на плёнку древние и не очень архитектурные памятники в городах Русского Севера, Центральной и Южной России, Поволжье и на Урале. "Я несколько раз возвращался к этому зданию, чтобы сфотографировать его", – это типичная фраза Брумфилда в рассказе о том или ином объекте, к которому он снова и снова приезжал, желая понять и зафиксировать в нём что-то, возможно, ускользнувшее от его внимания, – будто к одушевлённому существу, которое продолжает жить, меняться и о чём-то рассказывать своему созерцателю.
Сегодняшняя выставка в Музее архитектуры имени А.В. Щусева – всего третья, хотя с музеем Брумфилд подружился ещё в 1979 году, погрузившись в историю объектов, которые фотографировал. Он начинал своё восхищённое исследование русской архитектуры с наших древних церквей и монастырей, но не меньше его привлекали постройки отечественного авангарда, которыми он начал интересоваться в годы, когда здесь они ещё никого особенно не волновали, кроме отдельных учёных-энтузиастов.
– Кадры Брумфилда фиксируют непростую судьбу сооружений 1920–930-х годов: их неприглядное старение, а в отдельных случаях и полный упадок, более или менее удачные реставрации первых лет моды на искусство этой эпохи, – говорит директор Музея архитектуры Наталья Шашкова. – Пристальный и любящий взгляд Уильяма Брумфилда вновь заставляет нас задуматься о величии и уязвимости архитектурного наследия нашей страны.
На сегодняшней выставке в Аптекарском приказе Музея Архитектуры показывают 313 фотографий памятников русского авангарда разных городов России от Москвы до Хабаровска, снятых Уильямом Брумфилдом в течение почти 50 лет: с 1971 по 2019 годы.
Сегодня большая часть негативов профессора оцифрована, и вся коллекция фотографий составляет порядка 150 000 снимков. Фотографическое наследие Уильяма Брумфилда хранится в собраниях Национального Музея в Вашингтоне и в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. И на открытии выставки было очень отрадно услышать от автора снимков, что сейчас он ведёт переговоры о передаче своего архива из Национального музея в Вашингтоне в Россию, в Музей архитектуры.
Нынешняя экспозиция структурирована по регионам, в которых Уильям Брумфилд фотографировал памятники авангарда: Москва, Ленинград, раздел "От Урала до Дальнего Востока" и отдельные города Центрального Поволжья, Центральной и Южной России.
Раздел, посвящённый зданиям московского авангарда, самый обширный: он занимает большую часть выставки. "Настоящим центром моего восприятия советского авангарда оставалась Москва", – говорит Уильям Брумфилд. В этом разделе выставки представлены развёрнутые серии снимков любимых объектов автора: Жилой дом Наркомфина, Дом культуры имени Зуева, Дворец культуры Пролетарского района (Автозавода имени А.И. Лихачёва), экспериментальный дом‑мастерская архитектора Константина Мельникова, его же рабочие клубы и гаражи.
Показываем несколько московских снимков с комментариями их автора.
Дом культуры имени Зуева
"Клуб имени Зуева, который я впервые сфотографировал в 1980 году, был одним из объектов, которыми я не переставал восхищаться в течение многих лет. Особенно меня захватывает застеклённый цилиндрический объём на углу здания с лестницей внутри. Только сфотографировав интерьер, я полностью осознал великолепие пространственного дизайна Ильи Голосова, который модулирует интерьер и экстерьер. В то же время Голосов понимал контраст круглой формы с резко заявленными прямолинейными очертаниями здания, прочно удерживающими угол, как вращающийся элемент машины".
Бахметьевский гараж
"Я много раз фотографировал Бахметьевский автобусный гараж Константина Мельникова снаружи, но летом 1994 года, с помощью Андрея Гозака, мне удалось сфотографировать его внутренние помещения. Потрясающие, уникальные чёрно-белые фотографии, на которых старые автобусы "Икарус" ремонтируются в густом дизельном дыму. Мне удалось добиться фантастического эффекта – как будто я снимал в соборе!"
Здание Центросоюза
"Здание Центросоюза я впервые сфотографировал ранней весной 1980 года во время прогулки с двумя моими студентами. Это был прекрасный воскресный день, холодный, но вполне комфортный. Когда я стоял и снимал здание, то услышал позади себя тяжёлые шаги. Это был солдат, который велел нам следовать за ним. Мы подошли к входным воротам соседнего здания – небольшого дома XIX века в стиле эклектики, – где нам велено было ждать. Вскоре из здания вышел майор и подошёл ко мне. Я объяснил, кто мы и что делаем, что здание Центросоюза является крупной культурной достопримечательностью. Он взял мой паспорт и вернулся в здание, которое, как я потом узнал, принадлежало министерству обороны и во время войны было штабом Ставки. Примерно через полчаса майор вернулся с моим паспортом и сказал: "Вы свободны". Очевидно, какая-то организация подтвердила мою личность. Летом 2018 года я вернулся сюда, чтобы детально отснять задний фасад здания на цифровой Nikon при свете позднего лета. Это было потрясающе!"
Дом Мельникова
"Среди моих любимых зданий авангарда, конечно, Дом Мельникова, который я впервые сфотографировал весной 1980 года. Алексей Комеч организовал встречу с дочерью Константина Мельникова Людмилой, которая разрешила мне запечатлеть как интерьер, так и фасад. Летом 1995 года я снова побывал в этом доме. Тогда Алексей Комеч познакомил меня с Виктором Мельниковым, позволившим мне сфотографировать внутренние помещения. Затем я ещё несколько раз возвращался туда в 2010-е годы".
Дворец культуры завода имени Лихачёва (ЗИЛ)
"Я также неоднократно возвращался во дворец культуры ЗИЛ, чей масштаб и бесконечно изобретательные формы сочетаются с его потрясающей функциональностью. Этот знаковый комплекс был построен на руинах более раннего исторического архитектурного ансамбля – Симонова Успенского монастыря (часть которого сохранилась), и братья Веснины работали на участке, который был им выделен. Обходя этот комплекс, я постоянно наслаждаюсь изобретательностью архитекторов в создании разных структурных элементов и "микросред" – например, полуротонда главного входа у парка".