Депутаты Госдумы приняли к закону "О полиции" поправки, которые существенно расширяют полномочия правоохранителей. Документ с изменениями размещён на сайте парламента. Нововведение позволяет полицейским вскрывать машины и проникать в квартиры без согласия и против воли граждан, если это нужно для задержания подозреваемых (даже если основаниями для подозрений стали лишь свидетельские показания). Причём информировать собственника жилья, в которое "влезли" правоохранители, будут не сразу, а в течение 24 часов после проникновения.
Вскрыть транспортное средство силовики смогут для "пресечения преступления" или если "есть основания полагать, что правонарушитель находится в состоянии опьянения". Интересно, что в обоих случаях компенсация за порчу имущества, если подозрения оказались ложными, не предусмотрена: депутаты решили избавить МВД от финансовых тяжб.
Кроме того, теперь полицейские имеют право прямо на улице досматривать граждан, их вещи или авто. Достаточно лишь подозрений сотрудников, что у человека в карманах или в багажнике что-то запрещённое. А вот представляться, называя свою фамилию и звание, и показывать удостоверение полицейскому вовсе не обязательно, если возникают "обстоятельства, угрожающие его жизни и здоровью" или он должен "незамедлительно пресечь преступление или правонарушение".
Нашлось место в изменениях закона "О полиции" не только расширению полномочий, но и некоторым ограничениям. Точнее, всего двум. Депутаты отклонили право полицейского открывать огонь, если "задержанный пытается приблизиться", а также отказались освобождать силовиков от ответственности за любые действия при исполнении.
Однако правозащитники уверяют, что шумиха вокруг этих поправок раздута, поскольку нововведения не сильно изменят существующие методы работы полиции.
— Значение этих поправок сильно преувеличено. На самом деле в них нет ничего такого, чего они не могли делать раньше и чего не могут делать сейчас, — пояснил в беседе с Metro известный адвокат Дмитрий Захватов. — Полиция и раньше имела право проникать в жилые помещения. Если мы говорим про обыски и обо всём, что связано с производством по уголовным делам, то тут, как и ранее, требуется специальное постановление о неотложных следственных действиях или судебное разрешение на обыск или осмотр помещения. Эти поправки носят, скорее, "декоративный" характер.
Юрист также подчеркнул, что все принятые Госдумой поправки никак не противоречат ни Конституции, ни другим законам и нормам российского права. Однако вопроса о полицейском произволе это никак не решает.
— Функции по контролю за действиями правоохранительных органов осуществляет суд, именно туда вы обращаетесь с жалобами на действия сотрудника, если считаете, что он превысил свои полномочия, — рассказал Захватов. — И нужно помнить, что суд в 99,9% случаев встанет на сторону полицейского. Каким бы безобразным поведение полиции ни было, суд, скорее всего, будет на её стороне.
Правда, некоторые специалисты имеют другое мнение.
— В Конституции сказано: "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения". И вроде всё в рамках этой статьи, но мы видим, что федеральный закон идёт вразрез с главным постулатом о неприкосновенности жилища. Значит, такое изменение ФЗ будет антиконституционно, — высказался юрист и аналитик Павел Назаров. — Мы скоро придём к тому, что полицейские будут квартиры вскрывать, как шампанское, без суда и следствия.
К вам уже выехали
В Австралии полиция получила право взламывать устройства и аккаунты граждан без специального постановления суда. Учётные записи пользователей могут оказаться в руках правоохранителей всего лишь по одному только подозрению в совершении преступления. Причём этот доступ полицейские смогут использовать не только для получения информации, но также для её редактирования и удаления.
В штате Северная Дакота (США) полиции разрешили устанавливать нелетальное оружие на беспилотники. Местные правоохранители оснастили дроны электрошокерами и перцовыми баллончиками. Такие летательные аппараты применяются при разгоне демонстраций и акций протеста.
В Ирландии полиции разрешили требовать пароль от гаджетов и других устройств при обыске. Отказ от предоставления пароля теперь будет считаться уголовным преступлением, за которое можно получить до пяти лет тюрьмы.